![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Азербайджан: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Баку - восточная сказка Азербайджанский Баку – европейский город с азиатскими традициями Государственное устройство Природные красоты Азербайджанские прелести Фантазия по-азербайджански Национальные особенности Деньги Азербайджана В Азербайджане не хватает отелей В Азербайджане прошел международный фестиваль «Global Village» В Азербайджане пройдет международная археологическая конференция Азербайджан привлечет туристов собственным "раем" Экскурсия по окрестностям Баку Барда В Азербайджане нельзя получить перевод Western Union |
Судя по одежде музыкантов, при дворе маннийских царей они занимали не последнее место. Сладкоголосые струны (кстати, в средневековой поэзии саз часто называют "сладкозвучным", "золотым") сопровождали обильные трапезы царей, услаждали их слух во время отдыха. Какие мелодии тогда играли – неизвестно, однако музыкальный строй современных тара и саза, их звучание позволяют судить о том, насколько это было приятно – слушать кавказскую лютню. Старинный тар имел четыре или шесть струн, басовых и мелодических, последние настраивались в зависимости от исполняемого произведения. Звук старых таров – иногда резкий, капризный, но чаще ласковый, завораживающий, мелодия будто отскакивает от пальцев музыканта, сопровождаемая мягкими басами. Раскопки древних поселений на территории Кавказа позволяют с уверенностью утверждать, что уже в начале первого тысячелетия нашей эры струнные инструменты были распространены повсеместно. В средневековой Кавказской Албании, Атропатене, Персии, на Северном Кавказе играли на таре. Армяне, персы, грузины, дагестанцы использовали тар, который называли немного по-разному – тари, чонгур, чутур и так далее.
Обычно играют втроем – исполнитель на сазе или таре, кеманчист (кеманча – еще один вид азербайджанского струнного инструмента) и исполнитель на гоша-нагара (вид бубна). Часто нагарист также исполняет вокальные партии. Мугам для такого трио называется "дестгях". Удивительная музыкальная структура мугама, который вместе с вокальными партиями (тесниф) включает инструментальные (ренги), а с жесткими мелодическими канонами (которые для каждого мугама свои) – части, в которых допускается свободная импровизация, давала исполнителю огромные возможности для самовыражения. А иногда исполнители на таре и сазе выступали в одиночку, они пели в сопровождении своих инструментов. Такое исполнение называлось "ханенде". Искусство ханенде пользовалось огромной популярностью. Музыканты-ханенде носили традиционную одежду: чоху из дорогого сукна, архалук из атласа, брюки из диагонали. Поверх одежды они надевали пояс с золотой пряжкой, на пальцах носили бриллиантовые кольца, а на голову надевали каракулевую папаху. Инструменты музыкантов привлекали внимание украшениями из золота и драгоценных камней. По воспоминаниям, тар известного во второй половине XIX века ханенде Садыхджана был покрыт перламутром и золотом. Состав ханенде был неоднороден. Вместе с певцами, выступающими на празднествах богачей и знати, были бродячие ханенде, которые обслуживали мелких торговцев и городских ремесленников. Ханенде всегда учитывали вкусы слушателей. Но, безусловно, самым любимым в народе остается искусство бродячих певцов – ашугов. В основном они играли на сазе, как на более неприхотливом инструменте. Приход ашуга в село или город становился для всех большим праздником. Поэзия ашугов всегда вызывала восхищение – бесконечные песни о героях, о войнах и царях, сдобренные острыми, удачными словами, по-восточному цветистыми сравнениями, в сопровождении сладкоголосого саза и сейчас являются непременным компонентом традиционного азербайджанского застолья.
Перепубликация с www.saga.ua
| |||||||||
|