Непал
Непал
Кирибати
Кирибати
Мали
Мали
Греция
Греция
Мьянма
Мьянма
Танзания
Танзания
Казахстан
Казахстан
Ливия
Ливия
Ботсвана
Ботсвана
Латвия
Латвия
Фиджи
Фиджи
Мексика
Мексика
Перу
Перу
Кения
Кения

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Швейцария:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Архитектура Швейцарии

Замки Швейцарии

Культурное наследии

Собор Нотр-Дам в Лозанне

Галереи в Швейцарии

Музеи Швейцарии

Рейнский водопад

Гроссмюнстер и не только

Гласье экспресс

Библиотека аббатства Санкт-Галлена

Cтолица кантона Цюрих

Город, построенный на трех холмах

Окруженная французской территорией

Место Всемирного Наследия

Место где встречаются французская, германская и швейцарская границы


Швейцария - О Швейцарии по-еврейски

О Швейцарии по-еврейски

  

Подраздел: Cтатьи о Швейцарии | Швейцария
Страницы: 123456

ШвейцарияШВЕЙЦА́РИЯ, государство в Центральной Европе. Первые известия о евреях на территории современной Швейцарии восходят к 13 в. В хрониках сохранилось упоминание о том, что в 1213 г. епископ Базеля силой отобрал у некого еврея-ростовщика свои долговые расписки. Базель значится также в перечне наиболее крупных еврейских общин Священной Римской империи, плативших в 1214 г. налоги в императорскую казну (евреи Базеля должны были внести 40 серебряных марок). В 1259 г. впервые упоминаются евреи в Люцерне, в 1262 г. (или 1263 г.) — в Берне, в 1268 г. — в Санкт-Галлене, в 1270 г. — в Винтертуре, в 1273 г. — в Цюрихе, в 1278 г. — в Шаффхаузене, в 1280 г. (или 1281 г.) — в Женеве, в 1288 г. — в Цофингене и Бишофсцелле, в 1290 г. — в Райнфельдене; в конце 13 в. – начале 14 в. еврейское население появилось также в Шийоне, Монтрё, Лозанне, Невшателе, Биле, Вёве. К середине 14 в. в германоязычных районах будущей Швейцарии насчитывалось около 30 еврейских общин, во франкоязычных (находившихся в то время под управлением Савойской династии) — 14. По всей видимости, евреи переселялись сюда из Южной Германии, Эльзаса и Франции (откуда их изгнали в 1306 г.); они занимались главным образом кредитным делом, предоставляя ссуды денежные феодальной знати, горожанам, крестьянам, муниципалитетам и церкви. Общины были сравнительно невелики (еврейские кладбища имелись лишь в Берне и Цюрихе). В тех районах, которые входили в состав Священной Римской империи, евреям, как правило, приходилось платить налоги и императору, и городам. В некоторых местах, например, в Биле, после 1305 г. евреи имели возможность стать бюргерами, что, однако, не давало им равных с христианами прав; в большинстве городов евреев обязывали носить отличительный знак, а также селиться в особых кварталах (см. Кварталы еврейские) и не покидать их во время христианских пасхальных праздников.

Уже в 1287 г. в Берне произошел погром. В середине 1290-х гг. на евреев этого города был возведен кровавый навет; некоторых из них казнили, остальным пришлось покинуть город (могила мальчика по имени Рудольф, якобы умерщвленного евреями в ритуальных целях, долгое время была местом паломничества христиан). В 1348 г., когда во владениях Савойской династии началась эпидемия чумы (см. «Чёрная смерть»), городские власти Шийона арестовали нескольких евреев и пытками вынудили их сознаться в том, что они отравили колодцы и таким образом вызвали болезнь. Это положило начало массовому истреблению евреев, сначала в городах, расположенных по берегам Женевского озера, а затем по всей Швейцарии и за ее пределами — в Германии, Эльзасе и во Франции; как только эпидемия достигала того или иного населенного пункта, живших в нем евреев казнили (чаще всего сжигали) или изгоняли. Муниципалитет Берна в ноябре 1348 г. даже запросил из Шийона протоколы допросов мнимых отравителей; когда же документы были получены, он не только решил уничтожить всех взрослых евреев — около 600 человек (январь 1349 г.; около 140 еврейских детей подверглись тогда же крещению насильственному), но и разослал в другие города письма с советом остерегаться евреев.

Несколько лет спустя во многих городах Швейцарии вновь возникли еврейские общины (в Цюрихе — в 1352 г., в Базеле — в 1361 г.; но в некоторые места, например, в Санкт-Галлен, евреям не было позволено вернуться). Однако в связи с тем, что со второй половины 14 в. в стране начали активно действовать ростовщики-христиане (ломбардцы, каталонцы и каорсинцы; подробнее см. Ссуда денежная. Эпоха гаонов (7–11 вв.) и период средневековья), города перестали нуждаться в еврейском кредите, и в 1397 г. евреям было запрещено проживание в Базеле, в 1427 г. — в Берне, в 1428 г. — во Фрибуре, в 1436 г. — в Цюрихе, в 1475 г. — в Шаффхаузене, в 1490 г. — в Женеве (где евреи жили с 1428 г. в отдельном квартале, который в 1460 г. подвергся нападению), в 1494 г. — в Тургау, в конце 15 в. — в Лозанне (в отдельных случаях исключение делалось для врачей). В 1622 г. собрание представителей 13 швейцарских кантонов (под их контролем находилась половина территории современной Швейцарии) решило «навечно» изгнать евреев. В 16–18 вв. еврейские общины существовали только в трех небольших городах графства Баден, не являвшегося полноправным членом Швейцарской конфедерации — Аргау, Клингнау и Оберендингене (ныне входят в кантон Аргау).

После того, как в 1798 г. на большей части территории современной Швейцарии была провозглашена (при поддержке революционной Франции) Гельветическая республика, в швейцарских городах (в частности, в Женеве, Берне, Базеле, Невшателе) вновь стали селиться евреи.

 Страницы: 123456

С этой статьей о Швейцарии также читали:

  Красоты Женевы

  Тур в сказочную Женеву Альп!

  Страна, стремящаяся ввысь

  Замки Швейцарии

  Лучше гор могут быть только воды, или Вива ля Гриша!

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU