Токелау
Токелау
Мали
Мали
Ангилья
Ангилья
Ливан
Ливан
Андорра
Андорра
Куба
Куба
Бурунди
Бурунди
Германия
Германия
Майотта
Майотта
Австрия
Австрия
Болгария
Болгария
Оман
Оман
Австралия
Австралия
Либерия
Либерия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Марокко:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Обратите внимание в Марокко

Отдых в Марокко

Дальний Запад Марокко

Немного о Марокко

Площадь Джемаа эль-фна

Музей сиди мохаммеда бен абдаллы

Усыпальница саадидов и дворец Эль Бади

Городская тюрьма в Марокко

Ремесла Марокко

Курорты Марокко

Попрошайки и хелперы Марокко

Экономика Марокко

Автомобили в Марокко

Марокканская роскошь арабского мира

Марракеш - город с тысячелетней историей


Марокко - Сент-Экзюпери в Марокко

Сент-Экзюпери в Марокко

  

Подраздел: Cтатьи о Марокко | Марокко
Страницы: 12345

"Аэропосталь"Раз в год оживает полузаброшенный аэродром в Тарфае, на самом юге Марокко. Из французской Тулузы прилетают десятки легких самолетов, чтобы, сделав остановку, продолжить путь дальше - через Западную Сахару и Мавританию в Сенегал. Они повторяют маршрут французской эскадрильи почтовой авиации "Аэропосталь". Повторяют в честь ее пилота Антуана де Сент-Экзюпери. С Марокко много связано в его жизни. А в Тарфае, которая во времена Экзюпери называлась Кап-Джуби, он был начальником аэродрома в 1927-28 году. Здесь он написал свою первую книгу "Южный почтовый". Здесь до сих пор его помнят и почему-то считают, что 31 июля 1944 года он погиб не в Средиземном море у Марселя, а в песках Сахары.

Поиски следов пребывания Антуана де Сент-Экзюпери в Марокко привели меня в мастерскую французского художника Альбера Пило в Рабате. 82-летний ветеран Второй мировой войны сразу после ее окончания осел в этой стране, где начинал службу во французских войсках. Начинал в 1942 году, когда в Касабланке высадились американцы. А заканчивал войну на аэродроме Борго на Корсике в авиачасти 2/33 вместе с Сент-Эксом, как звали друзья и однополчане французского писателя. Помнит Пило и свои встречи в 1944 году в Борго с автором "Маленького принца" незадолго до его гибели. А завязалось близкое знакомство с писателем не при самых приятных обстоятельствах.

Меня, 22-летнего младшего лейтенанта, рассказывает Пило, назначили ответственным за офицерский клуб и столовую. Обычно все ели за одним столом и шумно разговаривали за бокалом вина. Или молчали, если кто-то погиб. Всегда был с офицерами в столовой и Сент-Экс. Однажды дежурный обратился ко мне, назвав меня, как обычно, "мой лейтенант". Это считалось привычной вежливой формой обращения, хотя на самом деле я был всего лишь унтер-офицером.

Какой-то капитан резко оборвал дежурного, обозвал нас сосунками, и приказал дежурному называть меня точно по званию. Он также пригрозил отправить нас обоих на гауптвахту. В этот момент вмешался майор де Сент-Экзюпери. "Если вы не прекратите третировать молодых лейтенантов, - сказал он, - то отсиживать на "губе" придется вам - все четверо суток". В столовой наступило гробовое молчание, которое опять нарушил Сент-Экс, пригласив меня сесть рядом с ним.

С тех пор почти всегда я обедал с боевым летчиком Антуаном де Сент-Экзюпери. Это была большая честь, но это и ставило меня в несколько неудобное положение, поскольку я как бы попал под крылышко известного уже тогда во всем мире писателя. Он шутками сглаживал мое стеснение. Вечерами мы прогуливались у моря. Сент-Экс много расспрашивал о том, как я воевал на Корсике. С интересом и не раз он слушал рассказ о моем плену у немцев, делая пометки.

В 1943 году меня схватили фашисты. Поместили в концлагерь в районе Тура во Франции, и там я впервые познакомился с советскими солдатами. Действительно героическими людьми. Мы подружились, а мне как французу, которому легче было переносить заключение из-за более свободного режима, поручили руководить "комитетом побегов". В него входили русские и даже один немец, врач, выписывавший с моей помощью, а я был отличный рисовальщик, фальшивые документы для военнопленных, готовившихся бежать из лагеря. Чего только мы не придумывали ради спасения.

Антуан де Сент-ЭкзюпериБлагодаря усилиям комитета из "зоны смерти" были освобождены более 20 русских, что казалось невероятным. Все они, как и я, бежали в свободные районы Франции. Затем укрывались среди патриотов или уходили в партизаны.

Дружба с Сент-Эксом, который был тогда в два раза старше меня, продолжалась недолго. Я был один из немногих, кто пожал ему руку 31 июля 44-го перед его последним девятым разведполетом над оккупированной фашистами Южной Францией. Я это осознал не столько в страшные 14 часов 15 минут, когда у его самолета должно было закончиться горючее, сколько в столовой у столика с расставленными мною приборами, к которым Сент-Экс уже никогда не притронулся.

Не хочется завершать на минорной ноте, продолжил рассказ Пило. Приоткрою один из секретов моего друга, который характеризует его как человека. С собой в самолет он обычно брал и так называемые посторонние предметы, что запрещалось уставом. Это были карманные шахматы, кроссворды и блокноты для рисования. Он всегда был в душе художником. Его глубоко трогало все - звезды над Средиземным морем и марокканской Сахарой, успехи великого шахматиста Алехина и подвиг русского солдата в Сталинграде.

 Страницы: 12345

С этой статьей о Марокко также читали:

  Верблюжий рынок

  К бедуинам со своим черпаком

  Марокканское счастье. По примеру короля

  Культурные традиции

  Мастера из «Тысяча и одной ночи»

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU