|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Молдова: О стране Все статьи Культура Молдавии Государственный заповедник «Плаюл Фагулуй» Великолепная природа и изумительные вина это Молдова Город на семи холмах - Кишинев Cобор Рождества Христова в Кишинёве Рецепты молдавской кухни Музыкальные коллективы Молдовы Молдавские народные инструменты Молдавская музыка Молдавская керамика Музей народных ремёсел Молдовы Паломнические туры по святым местам Молдовы Путешествие в эпоху палеолита и мезолита Диорама "Ясско-Кишиневская операция" Дом-музей А.С. Пушкина в Кишиневе |
Тригон - геометрическая фигура, базирующаяся на трех углах. И название молдовской группы из трех музыкантов, представляющих совершенно разные музыкальные миры. Сама музыка "Тригон" - столь же единое и одновременно разнородное сочетание молдавского фольклора, джаза, камерной инструментальной музыки, рока и фанка. Плюс большая опытность и оригинальность музыкантов, замешанная на стремлении к импровизации и исключительно живому исполненению. Молдавское арт-джаз-фолк-трио "Тригон" (прямые наследники румынских лэутар, в своё время приводивших в восторг Ференца Листа) не первый раз наведывается в Москву, где играет народную молдавскую музыку в джазовой обработке и классику джаза "по-молдавски". История "Тригона" началась в 1993 году, когда трио, на тот момент состоявшее из Анатола Штефанца, Сергея Тестемицану и Олега Балтаги, после первого же концерта в Кишинёве отправилось покорять Европу на 22-й джазовый фестиваль в Гренобле. С тех пор ареал обитания "Тригона" медленно, но неуклонно расширялся. В истории группы (уже в её нынешнем, не менее звездном составе - Анатол Штефанец, Александр Мурзак, Марио Калдарару) имеются весьма экзотические эпизоды, например, фестиваль этнической музыки "Табык" в Якутии, а на повестке дня - поездка на Международный конгресс Виолы в Новой Зеландии. В феврале этого года в Москве прошла серия презентационных концертов - наиболее полный и удачный из них состоялся, по традиции, в культурном центре "Дом". Поводом стал выход нового компакт-диска "Тригона" - "Голос моей земли". Корреспондент "Алфавита" Василий Костырко беседует с лидером "Тригона" Анатолом Штефанцом. - Есть такая точка зрения, что для современного художника обращение к фольклору - это отказ от сознательных творческих решений... - Возможно, для некоторых, но не для "Тригона". Мне в жизни повезло - я в три года услышал первые фольклорные мелодии от своего деда. Он играл на скрипке и был моим первым учителем. Как-то у меня случился конфликт с одним чиновником, и, отвечая на вопрос "Кто ты такой?!", я, как это неудивительно, впервые осознал, что отношусь к целой династии музыкантов. И ответил: "Мой дед был музыкантом, у него было четыре сына, которые тоже были музыкантами. У каждого из четырех сынов деда было по три сына. И все 12 внуков деда Тоадера стали профессиональными музыкантами". Мой дед родился в 1900 году, в 2001-м нашей музыкальной династии Штефанец сто и один год. В 7 лет я поступил в музыкальную школу в класс скрипки, а с 11 начал играть с отцом на свадьбах. Ещё мне повезло вот почему: я встретил Мишу Альперина, который мне посоветовал совместить фольклор с элементами стандартной импровизации и познакомил меня с Олегом Балтагой и Сергеем Тестемицану. На первой же репетиции мы стали импровизировать на фольклорные темы, но от сценических правил отказаться не могли, поскольку знали, что рано или поздно выйдем на сцену, а у неё свои каноны. - Помните свои детские впечатления, связанные с народной музыкой? - Я родился в деревне, в 15 км от Бельц (это второй по величине город Молдавии). Некоторое время жил у дедушки с бабушкой. Как-то раз, когда мы с братом возвращались из кино, мы заходим во двор и через окно в дедову комнату видим: дед играет на скрипке, а бабушка танцует. Мой дед был настоящий лэутар и, когда чуть-чуть выпивал, сразу же брался за скрипку. А бабушка плясала, чтобы ему было весело играть. - Вы с детства играли на свадьбах. Молдавская свадьба, я знаю, событие особенное - собирается на неё все село, от 500 до 1000 человек. - На свадьбах в разное время играли и Олег, и Саша и я. Накопленные впечатления мы изложили в нашем первом альбоме "Джазовая свадьба по-молдавски". Там есть танец пьяного милиционера, грустная песенка отца невесты, разговор подвыпивших гостей, вальс стариков. Обычно музыкантов приглашают играть с 3 часов дня до семи утра. Многое, конечно, зависит от того, как быстро свадьба напивается. Но даже если в 5 утра наиболее ретивые гости уже успешно уснули лицом в холодце, музыкант обязан играть до семи. И вот - свадьба, 5 утра, музыканты играют. Гости уже расходятся, точнее, жёны пытаются растащить мужей по домам, а музыканты играют вальсы, танго, медленные фольклорные пьесы, чтобы не напрягаться. Палатка большая, метров сто.
| |||||||||
|