Армения
Армения
Марокко
Марокко
Колумбия
Колумбия
Швейцария
Швейцария
Гамбия
Гамбия
Свазиленд
Свазиленд
Никарагуа
Никарагуа
Уругвай
Уругвай
Алжир
Алжир
Танзания
Танзания
Бразилия
Бразилия
Гвинея
Гвинея
Израиль
Израиль
Мали
Мали

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Литва:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Отдых на Немане

Зимний отдых в Литве

Зарасай

Бирштонас

Неринга

Паневежис

Несколько слов об истории Литвы

Экономика Литвы

Знаменитости Литвы

Погода в Литве

Кухня Литвы

Съедобный цеппелин

Литовские аэропорты

Праздник весны по-литовски

Йонинес


Литва - Иосиф Бродский и Литва

Иосиф Бродский и Литва

  

Подраздел: Cтатьи о Литве | Литва
Страницы: 12

Иосиф Бродский в ЛитвеПоэт не раз бывал в Литве – Вильнюсе, Каунасе, Паланге, любил эту страну, интересовался ее историей и культурой. В Вильнюсе жили его близкие друзья – поэт и эссеист Томас Венцлова, физик Рамунас Катилюс. Сюда из Польши на встречу с поэтом приезжали его друзья – польские поэты и переводчики. Как говорил сам Бродский, с этого и началась его зарубежная карьера – первым языком, на который были переведены его стихи был польский. Лауреата Нобелевской премии поэта Иосифа Бродского многое связывало с Литвой; сюда он впервые приехал около 40 лет назад, сразу после возвращения из ссылки. Сегодня вильнюсские друзья Бродского вспоминают, как они познакомились, и какими были первые впечатления Бродского от Вильнюса. Супруги Эгле и Рамунас Катилюсы тепло вспоминают свою первую встречу с Иосифом Бродским, которая состоялась в 1966 году. Хотя поэт приезжал в Литву ещё не раз, именно первые впечатления о нём особенно запомнились супругам.

На доме одной из старых вильнюсских улочек, в котором Иосиф Бродский останавливался, теперь мемориальная доска. - Неужели 40 лет прошло? - удивляются литовские друзья поэта. Это ведь было, кажется, совсем недавно, как он приехал в Вильнюс, внутренне будто опустошенный испытанием ссылкой и личной неустроенностью, будто вчера позвонив из аэропорта, что, мол, еду, встречайте, вышел из такси и удивил тех, кто знал его заочно, вроде бы непоэтической внешностью. Потом долгие - за полночь - откровенные разговоры с новыми друзьями "за жизнь", а позже, наверное, и "за смерть" - с духовником, но уже не в Вильнюсе, а в старом храме провинциального городка.

Жили Катилюсы в Старом городе, на улице Лейиклос (именно на этом доме сегодня помещена мемориальная доска). По вечерам все собирались в столовой, за большим круглым столом, где поэт читал свои стихи.

Большинство литовских друзей Бродского - литераторы. Но вот что любопытно, -кажется, наибольшую дружескую симпатию лирик питал к физику Ромасу Катилюсу, в вильнюсской квартире которого и останавливался. В этой семье чувствовал себя среди своих: "Вышел человек совсем непоэтической внешности, с первого взгляда, - вспоминает Ромас Катилюс. - Немножко рыжеватый, в кепке, одет так простовато, что ли, со своеобразным вкусом, но не так, как обычно, то есть это не Шелли и не Байрон, даже не Томас Венцлова, у которого на лице написано, что он поэт. У Иосифа ничего этого не было. Попав в нашу среду, сразу же почувствовал себя, хотя на время, намного лучше. С первого дня дружеские, весьма близкие отношения. Всю ночь проговорили на личные темы. Ему нужно было… у него всегда же было сложно с личными делами. Какое-то доверие с первого момента. У него было очень много друзей. Я никак не претендую на самого главного приятеля Иосифа. Он не был, как говорится, однолюб, он не был ’однодруг’".

С Бродским вскоре подружились также pодные и близкие семьи Катилюсов – брат Рамунаса Аудронис, Томас Венцлова, Пранас Моркус, Й. Тумялис и не только они. Другой приятель Бродского П. Моркус считает, что его стране с появлением здесь Бродского повезло: "Мы показывали Иосифу Александровичу лучшее, что нас окружало - город Вильнюс, украшавший собою, естественно, и нас. Мы его таскали по путанным дворам и переходам, но он при этом, казалось, присутствовал лишь отчасти, высматривая нужное для себя.

старый Вильнюс

Приметил в заросших руинах котенка, взял на руки, понес, стал гладить, невольно обнажая тоску по нежности, которой поэты, чем они больше, тем чаще обделены. Впрочем, об этой сцене можно иначе. Шли мы как раз мимо дома, где некогда обитал польский поэт Галчинский, чьи стихи к тому времени Иосиф Александрович переводил. Так что, предположим, котенок был реинкарнированным Галчинским, вышедшим навстречу с переводчиком. Только под вечер повезли его в Судярве под Вильнюсом в костел с исключительными акустическими свойствами. Больше всего Бродского туда манила возможность доверительной, с глазу на глаз, беседы с духовником. Ну, и Литва в эти приезды не осталась обделенной. Бродский первый из русских творцов, внимательно прислушавшийся к нашему безмолвию и нечто существенное в нем разгадавший".

Литва в лирике поэта – несколько обобщённое малое государство начала и середины ХХ века. Оно находится на окраине империи, но уже на пороге иного мира, хотя ещё и подчиняется имперским законам.

 Страницы: 12

С этой статьей о Литве также читали:

  Дзукийский национальный парк

  Будни духовной семинарии

  Юоста для учителя

  Раймондас-Шарунас Марчюленис

  Ночные клубы Вильнюса

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU