ОАЭ
ОАЭ
Уругвай
Уругвай
США
США
Таиланд
Таиланд
Ниуэ
Ниуэ
Гваделупа
Гваделупа
Исландия
Исландия
Монако
Монако
Мозамбик
Мозамбик
Аргентина
Аргентина
Катар
Катар
Гондурас
Гондурас
Канада
Канада
Перу
Перу

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Латвия:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Красные латышские стрелки

Усадьба в Свенте

Дуга меридиана Струве

Илья Рипс и его Библейский код

Элина Гаранча

Ференц Лист в Риге

Костёл святого Людвига

Краслава

Пасиене

Марис великолепный: взлет и падение

Пещеры Риежупе

Раймонд Паулс

Лайма Вайкуле

Ивар Эдмунд Калныньш

Кольца судьбы Яниса Чаксте


Латвия - Академическая музыка Латвии

Академическая музыка Латвии

  

Подраздел: Cтатьи о Латвии | Латвия
Страницы: 12

Иоганн Готфрид МютельНаиболее ранние известные сведения о латвийской музыке относятся к периоду неолита: археологами обнаружены инструменты рода флейт. К концу первого тысячелетия народами, населявшими территорию современной Латвии, было создано множество инструментов, таких как кокле (струнно-щипковый инструмент рода цитры), чья конструкция сохранилась до наших дней.

К моменту завоевания территории современной Латвии крестоносцами (XIII век) музыкальная культура этого региона была по преимуществу народной. Вплоть до XIX века музыкальная культура Латвии основывалась почти исключительно на немецких традициях. С XIII века развивалась католическая, а с XVI века ― также протестантская церковная музыка. В Риге существовали гильдии и цеха городских музыкантов, состоявшие только из немцев.

Первые книги литургических песнопений на латышские тексты были напечатаны в Кёнигсберге в 1587 году и в Риге ― в 1615. С XVII по XIX век музыкальная жизнь Латвии была тесно связана с европейской культурой. В Риге действовало Музыкальное общество (с 1760) и Городской театр (с 1782), а при дворе герцога Курземе в Митау (ныне Елгава) работали известные музыканты, такие как Иоганн Фишер, Франц Адам Вайхтнер, Иоганн Адам Хиллер. С 1753 по 1788 в Риге работал ученик Баха Иоганн Готфрид Мютель.

В XVIII―XIX веках во многих латвийских церквях были установлены органы, до наших дней сохранилось около 250 исторических инструментов. Орган Домского собора в Риге с четырьмя мануалами и 125 регистрами, построенный в 1884 году, был на момент открытия крупнейшим в Европе.

В Латвии, лежавшей на пути между крупнейшими концертными центрами Западной Европы и Санкт-Петербургом, стали проходить концерты известных органных виртуозов того времени. Укрепились культурные связи латвийской интеллигенции с Кёнигсбергским университетом. В 1764―1769 в Риге жил немецкий философ Иоганн Готтфрид Гердер (1744―1803), первым начавший публиковать в Европе латышские народные песни. Среди других известных деятелей культуры, чья биография была связана с Латвией ― музыкальный издатель Иоганн Фридрих Харткнох (1740―1789).

В первой половине XIX века в Ригу с концертами приезжали Джон Филд, Роберт и Клара Шуманы, Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Антон Рубинштейн. В 1837―1839 в городе жил Рихард Вагнер, здесь он начал работу над оперой «Риенци».

Вторая половина XIX века ― время формирования латышской национальной музыкальной школы. Одним из первых её представителей стали композиторы Карлис Бауманис (1835―1905), автор текста и музыки латвийского гимна, и Янис Цимзе (1814―1881), собиравший и обрабатывавший народную музыку. Среди музыкальных жанров активнее всего развивалось хоровое пение, в 1873 году прошёл первый песенный фестиваль, ставший традиционным и проводящийся каждые пять лет.

Музыкальное образование в Латвии XIX века было доступно лишь в семинариях и нескольких музыкальных школах, а для получения более полного образования музыканты отправлялись за границу или в Санкт-Петербург. Латвийская академическая музыка конца века, как и во многих других восточноевропейских странах, находилась под сильным влиянием фольклора. Такие композиторы, как Андрей Юрьянс, Язепс Витолс и Эмилис Мелнгаилис, часто использовали в своих сочинениях прямое цитироване народных песен, другие (Альфред Калныньш, Эмиль Дарзиньш) избегали этого, но и в их работах существенное место занимают элементы фольклора.

Гидон КремерКратковременный период независимой республики (1918―1940) ― эпоха бурного развития музыкальной культуры Латвии. В Риге открывается Латвийская национальная опера (первый латышский оперный спектакль ― «Банюта» Альфреда Калныньша ― был поставлен на её сцене в 1920), Латвийская консерватория (ныне Латвийская академия музыки имени Я. Витола, 1919), музыкальные школы, основан первый постоянный симфонический оркестр (оркестр Рижского радио, 1926) и ряд камерных ансамблей.

Различные направления композиторского искусства представлены Язепсом Витолсом, Альфредом Калныньшем, Язепсом Медыньшем (национальный романтизм), Янисом Медыньшем и Янисом Калныньшем (поствагнеризм), Янисом Кнепитисом и Янисом Залитисом (импрессионизм) и др.

С присоединением Прибалтики к СССР в Латвии был учреждён ряд новых музыкальных коллективов, так, в 1940 был основан Хор радио и телевидения, год спустя ― Латвийская филармония, в 1944 ― Союз композиторов Латвийской ССР, вскоре после войны открыт Театр оперетты.

 Страницы: 12

С этой статьей о Латвии также читали:

  Даугавпилсская синагога

  Дуб Девяти ветвей

  Добельский орденский замок

  Дом Данненштерна

  Сэр Джордж Армистед

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU