|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: О стране Все статьи В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
Дорога от Эд-Дивании до Эн-Насирии идет через обширный сельскохозяйственный район. Асфальт кончился, и я еду по укатанному десятками тяжелых грузовиков проселку, по обочинам которого построены невысокие дамбы, Еду как бы по коридору. Часто приходится останавливаться и медленно проезжать участки, где идут ремонтные работы: крестьяне в подоткнутых за пояс рубахах, ловко орудуя мотыгами с короткими ручками, ремонтируют широкие закрытые водоводы, пересекающие полотно дороги. Параллельно шоссе идет железная дорога, сооруженная с помощью советских специалистов. Ее строительство еще не закончено, но грузовые составы, осторожно влекомые тепловозами по недавно уложенной колее, уже медленно движутся на юг, к Басре. На полпути между Эд-Диванией и Эн-Насирией лежит небольшой городок Самава. От него в пустыню идет проселочная дорога, упирающаяся на 160 километре в деревушку Сальман, где находится самая известная в Ираке тюрьма политических заключенных. Их здесь не охраняют, так как убежать отсюда практически невозможно. Вокруг расстилается выжженная солнцем серая пустыня без единого деревца и источника пресной воды. К Эн-Насирии я приближался уже ночью. На окраине города в черных шерстяных шатрах кочевников раздавались звуки бубна и заунывное пение. По словам моего спутника-иракца, это местные цыгане — певцы и музыканты, послушать которых приезжают из города состоятельные люди. Управление туризма Иракской республики в городах, расположенных близ значительных памятников старины, имеет свои недорогие и удобные гостиницы на 16—20 мест с небольшими ресторанами и стоянками для автомашин. Я поселился в такой гостинице в Эн-Насирии на берегу Евфрата, около большого и красивого моста. Утром, направляясь к развалинам Ура, я встретил иракских рыбаков, Один из них ловил рыбу квадратной сетью со свинцовыми грузилами по краям. Собрав сеть в пучок, он несколько раз размахивает ею над головой и затем метров на пять бросает вперед так, что она раскрывается в воздухе и быстро погружается в мутную воду, накрывая не успевшую ускользнуть рыбу. В центре к сети привязана бечевка, за которую рыбак вытаскивает ее из воды. Рыбак при мне выбрал из сети три-четыре небольшие, похожие на пескарей, серебристые рыбки. На берегу лежало два крупных дохлых сома. Большинство иракцев, исповедующих мусульманскую религию, не употребляют в пищу этих, как они называют, «речных свиней», ведь употребление свинины запрещается Кораном. Ур находится в пятнадцати километрах от Эн-Насирии и в двух километрах от железной дороги. Между железной дорогой и Евфратом встречаются участки обработанных полей. На них еще не начались сельскохозяйственные работы, многие поля затоплены водой недавно прошедшего дождя. За железной дорогой простирается серая голая пустыня, где даже непривередливый араб-кочевник не разбивает своего заплатанного черного шатра. Над этой голой пустыней поднимается несколько холмов, на которых стоял древний Ур. Самый большой из них называется Тель аль-Мукайир — Смоляной холм. Этот холм представляет собой остатки огромной ступенчатой башни — храма и святилища древних шумеров. Вавилонская башня, о которой нам известно из библейской легенды, была точной копией этой более древней башни. Первые раскопки в этом месте для Британского музея провел в 1854 году английский консул в Басре Тейлор. Он раскопал часть Смоляного холма и обнаружил надписи, которые впервые подтвердили, что развалины близ Эн-Насирии являются не чем иным, как Уром, известным в Библии как Ур халдеев. В 1918 году-К. Томсон, сотрудник Британского музея, провел там пробные раскопки. В 1922 году Университетский музей в Пенсильвании (США) и Британский музей договорились организовать совместную археологическую экспедицию в Ур, которую возглавил известный английский археолог Леонард Вулли. Раскопки проводились в течение двенадцати лет, с 1922 по 1984 год, с исключительнейшей тщательностью и точностью. Все, что нам известно сейчас об Уре, является в основном заслугой этой экспедиции. Древние шумеры пришли на плоскую равнину Месопотамии с гор, и потому для своих богов они строили искусственные горы из обожженного кирпича, вершины которых венчал храм. Эти сооружения назывались зиккуратами. Главным божеством шумеры считали бога Луны — Нанна, и в его честь царем Урнамму был построен в XXIII веке до нашей эры огромный зиккурат. Медленно поднимаюсь по широкой, недавно реставрированной стоступенчатой лестнице на первый этаж зиккурата, имеющего форму трехступенчатой пирамиды. Этот нижний, единственно хорошо сохранившийся этаж высотой в пятнадцать метров представляет собой в основании прямоугольник со сторонами 60 X 45 метров. С фасадной северо-восточной стороны зиккурата идут еще две боковые лестницы, также имеющие по сто ступеней.
История ядерной программы Ирака | |||||||||
|