|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Я несколько лет путешествую по Индии. Эта страна открывалась мне фантастически многообразно: шестью сезонами года, разными странами света - своим югом и севером, жарой и холодом, искренностью и лукавством людей, их целеустремленностью и безалаберностью. Во всех местах - городах, поселках и деревнях - я стараюсь обязательно посетить два места: базар и храм. Часто в Индии они соседствуют, или даже почти слиты - храмы окружены лавчонками, в которых торгуют не только предметами культа, но и повседневными предметами обихода, утварью, одеждой, косметикой, сувенирами, продуктами. Во многих лавочках, магазинах имеется маленький домашний настенный храм, где обитают боги, охраняющие хозяев и способствующие получению прибыли. Можно сказать, эти места - университеты, где люди с младенчества учатся важнейшей жизненной ценности индийской культуры - умению общаться с людьми. Если вы в Индии собираетесь на базар или в храм, следует взять с собой деньги. Не слишком много, впрочем: и торговцы, и нищие - попрошайки, и храмовые священники - люди проницательные, они каким-то внутренним чутьем чуют, сколько можно из вас выудить. В храме деньги понадобятся для мелкого подаяния (с этим надо быть осторожным: одарив одного нищего, вы рискуете оказаться в окружении целой шайки попрошаек), для покупки сувениров и книг, цветов и кокосовых орехов, светильников для службы, и для других мелких нужд. Индуистские храмы удивительно красивы. Не побывав в них, невозможно понять истории и повседневности этой древней религии. Но вот в большинство храмов священного города Варанаси (Бенарес) неиндуистов не пускают. Перед входом висят таблички с грозной и неприятной надписью на хинди и английском: Only for hindu «Только для индуистов». Можно, конечно, хитрить: надевать сари, брать в проводники местных жителей, но всегда есть шанс нарваться на неприятности. Слава богу такое случается не повсеместно. Нарпимер в южноиндийском штате Тамилнад - в отличие, от соседней Кералы - пускают всех желающих. А вот фотографировать и снимать на видео зачастую запрещено повсюду. Запретный плод сладок! Чего только не сделаешь ради фотоискусства! Я провела несколько дней в храме Айяппана в Чаннаи (Мадрасе), внимательно следила за всеми богослужениями, делала зарисовки, что-то записывала в блокнот, втерлась в доверие к священникам, побывала в гостях в их семьях. Стала другом четырех брахманских семей, живущих и служащих в храме. Но ни за какие коврижки - ни за хорошее отношение, ни даже за деньги, мне не разрешили сделать хотя бы одно-единственное фото внутри храма, просто самый невинный общий вид площадки с домиками, где обитают божества. Уже в первый день знакомства священники одарили меня плакатом с изображением божества, красным порошком и священным пеплом, освященными цветами и фруктами. Но - ни единого фотоснимка на верхней храмовой площадке. После дневного богослужения все четыре священника в сопровождении повара, добровольных служителей дружно спустились вниз, к боковым воротам и специально позировали для меня. И тем не менее, договориться можно. Лучше всего позвать администратора и объясняться с ним. Потому что не всюду священники правомочны решить этот вопрос. Подчас они тут всего лишь наемные работники, исполняющие обряды. И конечно же существуют храмы в которых все разрешено за 1-2 доллара, о чем и сообщает плакат у входа. Так я поступила в храме Джамбукешвары в священном городе Тиручирапалли. Купила билет на вход и фотосъемку, счастливо замурлыкала и гордостью вытащила из-под полы свою камеру. Вошла в храм. День был солнечный, и фотографии обещали быть чудесными. Я обошла храм по внутреннему периметру, запечатлела скульптуры Шивы и Парвати, священное дерево джамбу, затем вступила в полумрак внутреннего храмового пространства. Там пахло сыростью от камня, душистым сандалом, пряностями и травами. Посетителей почти не было. Главное храмовое изображение, скульптура бога Шивы находилась в гарбхагрихе - «внутренних покоях», «доме-чреве» храма. Это центральный зал с полуоткрытой дверью и порогом, около которого примостился и дремал служка. Входу туда препятствуют металлические перила. Прямо напротив входа устроен деревянный помост с подъемником, также огражденный перилами. В святилище было почти совсем темно и дымно, лик божества освещался пламенем нескольких маленьких светильников. Разглядеть что-то не представлялось возможным. Наконец, маленькая группа посетителей вошла внутрь святилища, и началась пуджа - небольшое индивидуальное богослужение, с приношением даров и обретением благословения.
| |||||||||
|