![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Молдова: ![]() ![]() Культура Молдавии Государственный заповедник «Плаюл Фагулуй» Великолепная природа и изумительные вина это Молдова Город на семи холмах - Кишинев Cобор Рождества Христова в Кишинёве Рецепты молдавской кухни Музыкальные коллективы Молдовы Молдавские народные инструменты Молдавская музыка Молдавская керамика Музей народных ремёсел Молдовы Паломнические туры по святым местам Молдовы Путешествие в эпоху палеолита и мезолита Диорама "Ясско-Кишиневская операция" Дом-музей А.С. Пушкина в Кишиневе |
Биография. Отец — Виктор Петрович Щусев, смотритель богоугодных заведений. Мать — в девичестве Мария Корнеевна Зозулина. В 1891—1897 гг. Щусев учился в петербургской Академии Художеств у Л. Н. Бенуа и И. Е. Репина. В 1895 году, узнав из газеты о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева, без рекомендаций пришёл к вдове с готовым эскизом надгробия и сумел убедить отдать заказ именно ему. На кладбище Александро-Невской лавры была построена квадратная часовенка под шатром. За дипломный проект «Барская усадьба» Щусев был награждён Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку. После окончания Академии Щусев в составе археологической экспедиции отправился в Среднюю Азию, исследовав в ходе поездки два древних архитектурных памятника Самарканда — гробницу Тамерлана и соборную мечеть Биби Ханум. Впечатления от этой поездки оказали значительное влияние на дальнейшие работы архитектора. В 1888—1899 годы Щусев посетил Тунис и ряд стран Западной Европы, побывав в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, а также в Англии, Бельгии и Франции, где в 1898 году посещал парижскую академию Жюлиана. Из рисунков этого периода была составлена отчётная выставка, получившая одобрительный отзыв И. Е. Репина. Творчество. После окончания Академии Щусев поселился в Петербурге. С 1901 года он состоял на службе в Святейшем Синоде. Одним из первых самостоятельных заказов было проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Ещё одной работой над культовыми сооружениям стала реконструкция церкви Василия конца XII века в Овруче, выполненная в 1904 году. Постепенно Щусев становится заметной фигурой в Петербурге и в 1902 году получает светский заказ от графа Олсуфьева, предложившего ему перелицевать и надстроить фамильный особняк на Фонтанке. Олсуфьев был председателем комитета по увековечению Куликовской битвы и, будучи в восторге от работы архитектора, отдал ему заказ на храм-памятник, посвящённый битве. Проект храма был создан в 1911 г., а сам храм Сергия Радонежского на Куликовом поле был построен в 1913—1917 годы. Щусев участвовал в создании комплекса небольшого женского монастыря Марфо-Марьинской обители в Москве, предназначенного для помощи больным, раненым и увечным воинам. Он разработал проекты церкви Марфы и Марии в больничном корпусе (1909) и собора Покрова (1908—1912), являющегося центром всего монастырского ансамбля. Этот кубический шестистолпный храм с луковичной главой на массивном высоком барабане напоминает по формам древние соборы Новгорода и Пскова.
В 1910 году Щусев стал академиком архитектуры, а в конце 1911 года его официально утвердили главным архитектором строительства нового здания Казанского вокзала. Строительные работы, перед началом которых Щусев перебрался из Петербурга в Москву, были начаты лишь два года спустя, в 1913 году. Два года архитектор искал решение, которое позволило бы справиться с понижением рельефа в районе Каланчевской площади, для чего, в конце концов, он поместил в самом низком месте башню, являющуюся главной доминантой всего ансамбля. По замыслу архитектора, нарушение симметрии всего сооружения, одинокая башня в сочетании с разновеликими массами архитектурных объёмов должны менять восприятие здания в разных точках площади. В оформлении здания используются мотивы древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, в постройке просматриваются аналогии с башней Сююмбике в Казанском кремле.
| |||||||||
|