![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Латвия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Красные латышские стрелки Усадьба в Свенте Дуга меридиана Струве Илья Рипс и его Библейский код Элина Гаранча Ференц Лист в Риге Костёл святого Людвига Краслава Пасиене Марис великолепный: взлет и падение Пещеры Риежупе Раймонд Паулс Лайма Вайкуле Ивар Эдмунд Калныньш Кольца судьбы Яниса Чаксте |
Эдмунд фон Тромповский — рижский архитектор, автор ряда жилых домов для представителей зажиточной городской прослойки в центре Риги, точнее, на территории рижского Бульварного кольца. Эдмунд Тромповский был перым из пяти детей в семье зажиточных рижских бюргеров — Эдмунда и Розалии Тромповских. По материнской линии его род восходил к прославленному роду баронов Врангелей, представители котрого, выходцы из Швеции, закрепились в Эстляндии и Лифляндии; её надгробная плита с выграфированной эпитафией до сих пор располагается на территории старого Домского кладбища). Старый дом семьи Тромповских выходил на Верманский парк, в нём прошло детство маленького Эдмунда, который целыми днями играл там со своими четырьмя братьями, сёстрами и сверстниками. Внезапная смерть главы семьи предопределила несколько лет бедности и нужды, которые испытывала семья; Эдмунд Тромповский-младший вынужден был зарабатывать на хлеб для семьи подсобными работами либо учительствованием. Тем не менее молодому человеку улыбнулась судьба и предоставила ему шанс обучаться ремеслу гражданского инженера, ставшего определяющим в его жизни.
После возвращения в родной город Ригу Тромповский по поручению кораблестроителей и крепостных инженеров занимается исследованием морского дна у Усть-Двинской крепости. Одновременно с этим Тромповский принимает активное участие в подготовительных работах к строительству железнодорожной линии Туккум (Тукумс) — Виндау (Вентспилс). После непродолжительного периода инженерной деятельности Тромповский решается на открытие своего собственного архитектурного бюро в 1880 году. Впоследствии архитектурному бюро Тромповского суждено было стать кладезем проектов ряда жилых домов в центре формировавшегося Нового города в противоположность Старому городу, занимавшему территорию бывшего города-крепости. Именно в этом прогрессивном бюро рождались проекты по застройке рижских предместий (форштадтов). Многие архитекторы с высшим образованием, среди которых было немало латышских мастеров, формировавшихся в условиях упрочения основ национального самосознания, чему немало способствовала концепция младолатышского движения, прошли хорошую профессиональную школу в бюро Тромповского. Типичный проект многоэтажного жилого дома, разработчиком которого выступил Тромповский, отличался набором определённых индивидуальных черт. В первую очередь, число этажей было устойчивым — шесть, и ни при каких обстоятельствах этажом больше или меньше. Фактически первый рижский шестиэтажный дом новой планировки был построен по проекту Эдмунда Тромповского. Он находится по адресу улица Лачплеша (тогда Романовская улица, в честь семьи русских огородников и коммерсантов Романовых), 17 и датируется 1896 годом. Через два года, в 1898 году, увидел свет второй шестиэтажный дом жилой застройки нового типа, на сей раз расположенный по адресу улица Антонияс, 10. Тем не менее определённую известность, даже своего рода эмблематичность, реноме архитектора с хорошим утончённым вкусом принёс ему доходный дом, принадлежавший потомкам старинной остзейской дворянской семьи Тизенгаузенов. Он был построен в 1883 году. Тогда это колоритное и в наши дни здание с маленькими изысканными башенками (в современной Риге — здание гостиницы Monika) располагалось на пересечении Елизаветинской улицы и Первой Выгонной дамбы. В этом доме в семье среднезажиточного адвоката в 1891 году родилась известная представительница поэтического мира Серебряного века, последняя любовь и утешение Александра Александровича Блока, известная деятельница французской эмиграции и впоследствии Движения Сопротивления Елизавета Юрьевна Пиленко, получившая известность в мире русской литературы под именем Елизаветы Кузьминой-Караваевой, а европейской и в религиозной традиции она известна как Мать Мария. Здание, богато декорированное целым рядом харизматичных архитектурных деталей, похожее на романтический средневековый замок, было отстроено в неоготическом стиле, и в настоящее время оно функционирует в качестве безусловной доминанты на данном участке городского пространства. С 1904 года можно условно вести отсчёт «молчаливого» периода архитектурного творчества Эдмунда Тромповского.
| |||||||||
|