![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: ![]() ![]() В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
По идее Джудиса, иракская нефть, тем не менее, представляет собой потенциальную опасность для Ирака — исключительно внутреннюю.Чтобы понять, в чем она заключается, достаточно перечислить все крупнейшие нефтедобывающие страны с устойчивым демократическим образом правления. Этот список не покажется длинным — в нем всего одна страна, Норвегия, и она встала на этот путь задолго до того, как была открыта нефть в Северном море. Остальные богатые нефтью государства — это либо безоговорочно деспотические режимы, вроде Саудовской Аравии или того же Ирака, либо страны, постоянно балансирующие на грани демократии, но почему-то не имеющие возможности раз и навсегда закрепить социальные достижения — Венесуэла, Мексика, та же Россия. Для того чтобы продемонстрировать причины такого развития событий, Джон Джудис вкратце останавливается на истории Кувейта.До открытия тамошних богатейших нефтяных месторождений Кувейт был довольно бедным государством, главную отрасль индустрии которого составляла торговля жемчугом. Кувейтские торговцы жемчугом представляли собой потенциальный класс буржуазии, то есть именно тот слой, который является главной опорой возникающей демократии, и который в европейских странах складывался столетиями. Влияние этого слоя становилось в Кувейте все более заметным,торговцы диктовали правительству его налоговую политику и совместными действиями добивались уступок. С появлением нефти все изменилось. Поскольку жемчужная торговля утратила свою роль главного источника валютных доходов, влияние торговцев резко упало. Государство, получив в свои руки крупные средства, повысило затраты на образование, медицину и социальное страхование, обеспечило каждому гражданину Кувейта трудоустройство в государственном секторе и безбедную жизнь. В конечном счете правительство добилось того, что, за исключением иностранных рабочих и специалистов, чьи голоса не идут в счет, практически все население страны оказалось на положении государственных служащих и клиентов — включая даже торговцев жемчугом, которым были предоставлены важные льготы и государственная защита.
Оппозиция правительству может при определенных условиях возникнуть даже в богатом нефтью государстве, — но это совсем не та оппозиция, чья деятельность устремлена на создание демократических институтов. В мусульманских странах она почти неизбежно приобретает религиозную окраску — как ни парадоксально, даже в Саудовской Аравии, где все мечети и религиозные школы финансируются государством, а духовенство получает от него зарплату. "В 80-х годах нефтяные доходы Ирака начали снижаться из-за падения мировых цен. Ирак также понес большие расходы в связи с восьмилетней войной с Ираном, а позднее в связи с попыткой аннексировать Кувейт. Падение жизненного уровня в Ираке, наряду с большими людскими потерями в результате двух войн, породили оппозицию правлению Саддама. Но эта оппозиция, вместо того, чтобы возникнуть в рядах торговцев, производителей, профсоюзов и политических партий, то есть составных компонентов будущей демократии, исходила от сообщества диссидентов-шиитов, курдов-сепаратистов и военных. В отличие от Ирана или государств Персидского залива Ирак не имеет сколько-нибудь заметной и потенциально оппозиционной интеллигенции внутри страны.
| |||||||||
|