Это предположение подтверждается и тем, что индейские племена на этой территории употребляют термин «карикури», «карикори» или «караколи» для некоторых носовых украшений из томпака или просто позолоченных, «в форме скрученных гвоздей» (как описывали их древние хронисты). Такими украшениями торговали племена района Сину, Тайроны и другие народы долины реки Каука. Следует отметить, что именно на колумбийской территории этот способ обработки золота достиг своего наивысшего развития. Благодаря технике томпака индейцы изготовляли предметы исключительной красоты и сложных орнаментальных форм. Вероятно, индейские ювелиры были посредниками, передавшими свой опыт на север, через жителей Панамы и Коста-Рики, и на юг, через племена Эквадора и перуанского побережья.
Ковка. В технике обработки металлов у доиспанских ювелиров Колумбии ковка была весьма распространена, и в ее применении индейцы достигали большего совершенства. Она обычна для зоны, которую археологи называют «Калима», расположенной в Западных Кордильерах и ограниченной реками Калима и Дагуа.
Среди сведений, собранных Альфингером в северо-восточном районе Новой Гранады, обращает на себя внимание важное сообщение об искусстве ювелиров этой зоны.
«У них есть горны из огромных камней, молотки размером с яйцо или меньше, наковальни размером с майорканский сыр из очень прочных камней; мехи представляют собой трубки толщиной в два пальца и больше и длиной в две пяди. У них есть точные весы, которыми они взвешивают и которые сделаны из белой кости, похожей на слоновую. Есть весы и из черного
дерева, похожего на эбеновое».
В собрании Музея золота хранятся инструменты, употреблявшиеся для обработки металлов, и среди них имеются каменные наковальни и молотки, внешний вид которых в точности совпадает с описанием, приведенным выше. Это лишний раз доказывает необходимость привлечения старых письменных источников, многие из которых полно освещают очень важные аспекты техники, применявшейся ювелирами доколумбова периода.
Закалка. «После нескольких ударов,—пишут археологи Клеменсия Пласас де Ньето и Ана Мария Фальчетти де Саэнс,—золотая пластина становилась хрупкой и могла сломаться, если мастер продолжал ударять по ней. Для сохранения пластичности ювелир должен был нагревать ее докрасна и снова охлаждать, погружая в воду.
Этот процесс, известный под названием закалки, позволял продолжать ковку металла до получения изделия нужного размера и толщины.
Чеканка. Указанные выше археологи, изучавшие технику изготовления золотых предметов, так описывают способ чеканки.
«Получив пластину равномерной толщины, на ней рисовали основные контуры желаемого декоративного рисунка. Затем давлением на металл делали поверхность отмеченных зон рельефной. Эту работу мастера выполняли с помощью инструментов из золота, камня или рога (чеканами, лощилами, штихелями). Причем пластина всегда помещалась на мягкую поверхность: на толстую кожу или на мешок, наполненный мелким песком».
«После этого изделие обрабатывали с другой стороны, выдавливая с помощью чеканов границы выпуклых зон. Обе стороны изделия обрабатывались затем попеременно. Каждый раз, как изделие становилось хрупким, ювелир должен был нагревать его, чтобы иметь возможность продолжать свою работу».
«Чтобы сделать объемные вещи на основе пластин, ювелиры соединяли их, применяя различные способы. Наиболее простой из них—соединение частей с помощью гвоздей из золота... или с помощью сгибов на краях каждой из соединяемых частей. Этот способ использовали при покрытии золотыми пластинами неметаллических предметов. В районе Калима находят изделия из золота в форме морских раковин, флейт, труб, жезлов—все они исполнялись путем тиснения на настоящих раковинах и предметах из дерева, которые не сохранились.
Наиболее сложный процесс применялся для соединения зерен, проволоки и пластин из золота между собой. Предметы, изготовленные таким образом, были необычайно изящны. Этот метод, известный этрусским и греческим ювелирам под названием «зернь», применялся и в Америке, особенно на юге Колумбии и на северо-западе Эквадора. Он позволял соединять части с различным содержанием золота. Если отдельные части были из золота высокой пробы (18—24 карата), на место соединения помещалась капля ацетата меди (который получается растворением меди в уксусе) и несколько капель клея органического происхождения (рыбий клей или растительный). Затем части нагревали слабым пламенем в атмосфере, бедной кислородом, идеальной для выполнения этой операции.