Эритрея
Эритрея
Австрия
Австрия
Казахстан
Казахстан
Румыния
Румыния
Малави
Малави
Канада
Канада
Египет
Египет
Беларусь
Беларусь
Мексика
Мексика
Бангладеш
Бангладеш
Словения
Словения
Реюньон
Реюньон
Гвинея
Гвинея
Танзания
Танзания

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Украина:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


История основания Одессы

Памятник Ришелье

Киевский зоорынок "Птичка"

Кофейные тайны Киева

Китаевская пустынь

Музей народного быта в Переяслав-Хмельницком

История рынка Привоз

История Одесского порта

Венеция? Украина? А!!! Вилково!

Памятник основательнице Одессы

Пассажи Одессы

Одесские катакомбы - неразгаданная тайна

Кулевчанское чудо

Одесский Оперный Театр - вид изнутри

Одесский Театр Оперы и Балета


Украина - Потёмкинская лестница

Потёмкинская лестница

  

Подраздел: Cтатьи об Украине | Украина
Страницы: 12

Потёмкинская лестницаПотёмкинская лестница (до 1955 Бульварная лестница, ранее Приморская лестница, Ришельевская лестница, в XIX веке Гигантская лестница, с 1919 по 1941 - лестница бульвара Фельдмана (укр. Потьомкінські сходи)) — знаменитая лестница в Одессе (Украина), соединяющая центр города с гаванью и Морским вокзалом.

На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (изначально их было ровно двести, однако при расширении порта восемь ступеней были засыпаны) и десяти пролётов. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — её основание (шириной 21,7 м) значительно шире верхней части (12,5 м), благодаря чему при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины на всём её протяжении. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступеней.

История Потёмкинской лестницы.Одессе, находящейся на возвышении, нужен был доступ к расположенному у моря порту. На заре Одессы море подходило почти к самому обрыву будущего Приморского бульвара. Потом море «оттеснили» Приморская улица и портовые сооружения. Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Светлейший князь Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елизавете, и она стоила ему 800 тысяч рублей. Лестница построена «на том месте, где была тропинка», как утверждал одесский старожил Михаил Дерибас.

Под стать архитектурному совершенству конструкция лестницы, в основном разработанная инженером Уптоном.

Это гигантский, сложенный из местного известняка клин, покоящийся на деревянных сваях и «прорезанный» тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами или галереями, которые образуют на пересечениях массивные столбы. Столбы и поддерживают саму лестницу: наклонную плоскость с уложенными поверх неё ступенями. Сквозные поперечные галереи образовали на боковых стенках лестницы красивые аркады. Подробно поведал о ней в письме из Одессы русский драматург А. Н. Островский: «С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на 10 уступов по 20 ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко». (Этот эффект достигался за счет оптимального угла наклона лестницы и количества площадок, позволяющих пешеходу передохнуть).

Репортажная точность описания, сделанного А. Н. Островским, сегодня может вызвать сомнение лишь в количестве ступеней, которых сначала действительно было ровно двести, и лестница спускалась чуть ли не к самому морю.

Засвидетельствовал это, в частности, поэт Яков Полонский, автор песни «Мой костер в тумане светит…». Описывая Одессу в романе «Дешевый город», он писал: «Одесса опускала в синие волны нижние ступеньки своей колоссальной лестницы».

Позже, при планировке Приморской улицы, восемь ступеней засыпали, и они, как утверждают старожилы, и поныне покоятся в глубине проезжей части.

Потёмкинская лестница

Впоследствии терассирование склонов «замаскировало» конструкцию лестницы, и со стороны фуникулера она кажется уложенной по пологому склону, будто «широкое расстеленное полотнище», как отметил украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий. Весной 1919 года на её площадках ставил спектакли местный Камерный театр. Всемирно известной она стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступеням лестницы. Лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом.

На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу.

До современного — «Потемкинская», Лестница по-видимому не имела имени собственного. В современной литературе приводят разные названия: Портовая, Бульварная, Большая, Гигантская, Воронцовская, которые будто бы имела Лестница в прошлом. Но это не подтверждается первоисточниками. Так энциклопедия Брокгауза и Ефрона конца 19-го века пишет в статье об Одессе: «Из бульваров лучший — Николаевский, с прекрасным видом на море и город, гигантской (200 ступеней, 10 широких площадок) мраморной лестницей, спускающейся в приморскую часть города…».

 Страницы: 12

С этой статьей об Украине также читали:

  Дом-музей М. А. Булгакова

  Музей народного быта в Переяслав-Хмельницком

  "Гнездо молний" и Жители подземелья

  Высокий замок во Львове

  Аю-Даг и Ай-Петри

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU