|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Украина: О стране Гостиницы и отели Все статьи История основания Одессы Памятник Ришелье Киевский зоорынок "Птичка" Кофейные тайны Киева Китаевская пустынь Музей народного быта в Переяслав-Хмельницком История рынка Привоз История Одесского порта Венеция? Украина? А!!! Вилково! Памятник основательнице Одессы Пассажи Одессы Одесские катакомбы - неразгаданная тайна Кулевчанское чудо Одесский Оперный Театр - вид изнутри Одесский Театр Оперы и Балета |
Потёмкинская лестница (до 1955 Бульварная лестница, ранее Приморская лестница, Ришельевская лестница, в XIX веке Гигантская лестница, с 1919 по 1941 - лестница бульвара Фельдмана (укр. Потьомкінські сходи)) — знаменитая лестница в Одессе (Украина), соединяющая центр города с гаванью и Морским вокзалом. На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (изначально их было ровно двести, однако при расширении порта восемь ступеней были засыпаны) и десяти пролётов. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — её основание (шириной 21,7 м) значительно шире верхней части (12,5 м), благодаря чему при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины на всём её протяжении. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступеней. История Потёмкинской лестницы.Одессе, находящейся на возвышении, нужен был доступ к расположенному у моря порту. На заре Одессы море подходило почти к самому обрыву будущего Приморского бульвара. Потом море «оттеснили» Приморская улица и портовые сооружения. Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Светлейший князь Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елизавете, и она стоила ему 800 тысяч рублей. Лестница построена «на том месте, где была тропинка», как утверждал одесский старожил Михаил Дерибас. Под стать архитектурному совершенству конструкция лестницы, в основном разработанная инженером Уптоном. Это гигантский, сложенный из местного известняка клин, покоящийся на деревянных сваях и «прорезанный» тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами или галереями, которые образуют на пересечениях массивные столбы. Столбы и поддерживают саму лестницу: наклонную плоскость с уложенными поверх неё ступенями. Сквозные поперечные галереи образовали на боковых стенках лестницы красивые аркады. Подробно поведал о ней в письме из Одессы русский драматург А. Н. Островский: «С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на 10 уступов по 20 ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко». (Этот эффект достигался за счет оптимального угла наклона лестницы и количества площадок, позволяющих пешеходу передохнуть). Репортажная точность описания, сделанного А. Н. Островским, сегодня может вызвать сомнение лишь в количестве ступеней, которых сначала действительно было ровно двести, и лестница спускалась чуть ли не к самому морю. Засвидетельствовал это, в частности, поэт Яков Полонский, автор песни «Мой костер в тумане светит…». Описывая Одессу в романе «Дешевый город», он писал: «Одесса опускала в синие волны нижние ступеньки своей колоссальной лестницы». Позже, при планировке Приморской улицы, восемь ступеней засыпали, и они, как утверждают старожилы, и поныне покоятся в глубине проезжей части. Впоследствии терассирование склонов «замаскировало» конструкцию лестницы, и со стороны фуникулера она кажется уложенной по пологому склону, будто «широкое расстеленное полотнище», как отметил украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий. Весной 1919 года на её площадках ставил спектакли местный Камерный театр. Всемирно известной она стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступеням лестницы. Лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом. На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу. До современного — «Потемкинская», Лестница по-видимому не имела имени собственного. В современной литературе приводят разные названия: Портовая, Бульварная, Большая, Гигантская, Воронцовская, которые будто бы имела Лестница в прошлом. Но это не подтверждается первоисточниками. Так энциклопедия Брокгауза и Ефрона конца 19-го века пишет в статье об Одессе: «Из бульваров лучший — Николаевский, с прекрасным видом на море и город, гигантской (200 ступеней, 10 широких площадок) мраморной лестницей, спускающейся в приморскую часть города…».
Музей народного быта в Переяслав-Хмельницком | |||||||||
|