Эквадор
Эквадор
Гонконг
Гонконг
Болгария
Болгария
Оман
Оман
Мальдивы
Мальдивы
Сальвадор
Сальвадор
Лесото
Лесото
Реюньон
Реюньон
Куба
Куба
Уганда
Уганда
Ирландия
Ирландия
Гвинея
Гвинея
Фиджи
Фиджи
Мексика
Мексика

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Украина:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


История основания Одессы

Памятник Ришелье

Киевский зоорынок "Птичка"

Кофейные тайны Киева

Китаевская пустынь

Музей народного быта в Переяслав-Хмельницком

История рынка Привоз

История Одесского порта

Венеция? Украина? А!!! Вилково!

Памятник основательнице Одессы

Пассажи Одессы

Одесские катакомбы - неразгаданная тайна

Кулевчанское чудо

Одесский Оперный Театр - вид изнутри

Одесский Театр Оперы и Балета


Украина - Дом-музей М. А. Булгакова

Дом-музей М. А. Булгакова

  

Подраздел: Cтатьи об Украине | Украина
Страницы: 123
Турбинские предметы, то есть те, что описаны в романе, вещи ирреальные. И потому они отстранены от булгаковского массива. Сделать это стало возможным за счет использования белого цвета: вещи Турбиных как бы одеты в белые одежды. Они — большое белое поле, подставка под натуральный предмет, его укрупнение, акцентирование, «подача».

Кот Бегемот в КиевеСоединение в одном пространстве натурального и литературного предмета создает особый эффект игры пространства, странной реальности, знаком иного бытия. Этим определен процесс творческой фантазии, творческого озарения писателя, ибо в белом поле (реально только для самого писателя) существуют некие невидимые другими люди, ситуации, события.

Белый цвет — это снег, «засыпавший» весь роман (действие охватывает период с 12 декабря 1918 г. по 3 февраля 1919 г.) разбегается в своей значимости очень широко: это и буйное цветение Киева — города-рая, и цвет медицинского облачения, удивительно перекликающийся с одеждами небесного воинства, возглавляемого небесным покровителем Киева и самого Булгакова Архистратигом Михаилом.

Белый — это цвет ненаписанного листа, притягивающего начинающего писателя, цвет выбеленного под грим лица артиста или маски «белого» клоуна. Есть в нем и абстрагированные понятия. Это — воспоминания, ностальгия, туман, где родятся видения, грезы, страхи. Это и смерть (цвет посмертной маски). Этот цвет как нельзя полно отражает двойственность, как основной принцип творчества Булгакова. Не зря этот королевский цвет, таящий в себе весь спектр, вынесен в заглавие. Это цвет его гвардии.

B экспозиции белый цвет проявил еще одно свойство: он оказался знаком ожидания, притяжения — предметов, легенд, сведений, людей. Он как бы готов уступить свое место натуральному предмету. Так и происходит, когда удается отыскать редкие, сохранившиеся булгаковские предметы. Они тут же замещают «турбинские», создавая эффект «дышащей» экспозиции.

Жанр экспозиции определен как «Портрет автора со своими героями в интерьере дома». Посетители (гости, как их именуют в музее) попадают в святая святых писателя — момент рождения замысла. Этот творческий процесс неразрывно связан у Булгакова с родиной — Киевом. Здесь он не только родился, воспитывался, учился, женился, получил первую профессию, но и был погружен в мир христианских ценностей. Здесь он осмыслял удивительные топографические, исторические и культурные особенности древнего города.

Роль Киева трудно переоценить в формировании индивидуальности писателя, тому подтверждение все его творчество. И музей имеет все основания рассказать своим посетителям об этом, ведь в понятиях многих вся жизнь Булгакова связана с Москвой.

Музей же, выбрав для своей первой экспозиции «киевский» роман «Белая гвардия» взялся отразить ту атмосферу, ту среду, в которой сформировался Булгаков как личность, еще не как писатель, то есть экспозиция — развернутая тема кануна, преддверья. Акцентируя мотив дома как спасительной гавани в бурном море гражданской войны, мы с одной стороны как бы демонстрируем ту норму жизни, о которой постоянно говорит Булгаков. С другой — знакомим посетителя с главным экспонатом нашей коллекции — Домом.

Одна из комнат музея

Пианино с раскрытыми нотами, ровный свет лампы под зеленым абажуром, книги, фотографии, ряд бесполезных (с точки зрения современного человека) мелочей, назначение которых забыто — все это создает уют, покой, уверенность в том, что жизнь идет по накатанной колее, а значит — подчинена простым и ясным законам. Потеря этого уклада, смерть близких, разрушение семейных связей — болевой нерв «Белой гвардии» и других произведений.

Интерьер музея — это не реконструкция, не воссоздание, а рождение новой художественной среды, где мемориальные и литературные предметы организованы в пространстве в иных связях, не по жизненным, а по театральным законам, близким мировидению Булгакова. Именно такая экспозиция, обращающаяся к памяти, к давно забытым чувствам, построенная на ассоциативном мышлении, более всего, думалось нам, соответствует пониманию глубинной сути Булгакова. Хотелось, чтобы она стала «воспитателем чувств». Экспозиция вовлекает посетителя в широкие круги размышлений о жизни, о людях, театре, медицине, городе, религии, искусстве и культуре, о человеке и его судьбе.

 Страницы: 123

С этой статьей об Украине также читали:

  В Каменец-Подольский на Terra Heroica

  Донецкий ботанический сад

  В Киев на два дня

  Ялта - жемчужина Крыма

  Монастыри Донецкой области

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU