![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Сербия: ![]() ![]() ![]() Озёра Сербии Национальные парки Сербии Монастыри Сербии Крепость Калемегдан Крепости Сербии Врнячка-Баня – спа-курорт в Сербии Буяновачка-Баня – курорт в Сербии Брезовица – горнолыжный курорт Сербии Баня Ковиляча - курорт в Сербии Соко-Баня - курорт Сербии Порядки и обычаи Сербии Немного о Сербии Напитки Сербии Кухня Сербии Транспорт Сербии |
Будущий знаменитый архиерей родился в 1826 году в местечке Соко-Баня и носил в миру имя Милое Йованович. В 1842 году он поступил в Белградскую богословскую школу, которую с успехом окончил четыре года спустя. Именно в это время на него обратил внимание тогдашний глава Сербской Православной Церкви митрополит Петр Йованович. Он разглядел в юном провинциале незаурядные способности и стал покровителем однофамильца. В 1846 году Милое по рекомендации митрополита Петра прибыл в Российскую империю, где начал учиться в Киевской духовной семинарии. Окончив ее с отличием, через три года он поступил в Киевскую духовную академию. В академии Милое защитил диссертацию на соискание степени кандидата богословия по теме «Обзор истории Сербской Церкви». 29 марта 1853 года он принял монашеский постриг с именем Михаил. На следующий год молодой инок вернулся на родину, где сделал стремительную духовную карьеру. В октябре 1854 года он был рукоположен в архимандриты Студеницы. Возведение новоначального монаха в сан архимандрита с назначением в настоятели обители, считающейся первопрестольной матерью Сербской Церкви и самого государства, много говорило о талантах Михаила (Иовановича).
Деятельность митрополита не ограничивалась исключительно церковным служением. Он активно вмешивался в политическую борьбу, при этом всегда занимая русофильские позиции. Культурно-религиозную и политическую связь с Россией владыка Михаил полагал непременным и необходимым условием самого существования и раз¬вития Сербии как православного сла¬вянского государства. Это, по мнению митрополита, было единственной воз¬можностью сохранения сербской самобытности в условиях мусульманского и католического окружения. Архиерей имел огромное число друзей и почитателей в России среди славянофилов, ученых-славистов, церковных деятелей и политиков. С 1880 года в настроениях правящей сербской элиты начали происходить серьезные перемены. Она взяла курс на сближение с Австрией, противопоставив Петербургу Вену. Многие оппоненты были отправлены в отставку. Несогласие с переменами выражал и предстоятель Сербской Церкви. Предлог для смещения митрополита Михаила быстро нашли, и 18 октября 1881 года появился указ правящего монарха Милана Обреновича, согласно которому владыка лишался митрополичьего сана, а вместе с ним и первосвятительского престола. Демарш политического руководства Сербии вызвал огромное недовольство в официальном Петербурге. Такое обхождение с большим другом России, к тому же недавно получив в награду престижный орден святого Александра Невского от трагически погибшего государя Александра II, Петербург не мог оставить незамеченным. Исследователь А. Л. Шемякин, посвятивший отдельную работу истории изгнания митрополита Михаила, писал: «На долгие восемь лет вплоть до отречения теперь уже самого Милана Обреновича от королевского престола, так называемый „церковный вопрос", превратившийся из чисто религиозного в острополитический и принципиальный, отбросил российско-сербские отношения к точке почти абсолютного замерзания...» Изгнанный владыка несколько лет путешествовал, проведя паломничества в Константинополь, Палестину, на Святую Гору Афон. В 1884 году он прибыл в Россию, где оставался пять лет — вплоть до своего возвращения в Сербию, которое состоялось в мае 1889 гола. Михаил обитал то в Киеве — городе его молодости, то в Москве, то в Петербурге. Эти годы были наполнены неутомимой деятельностью, если не сказать больше — борьбой. Влады¬ка-изгнанник прилагал значительные усилия для того, чтобы освободить Сербию от режима Милана Обреновича.
| |||||||||
|