|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Танзания: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Мафия Танганьика В Великой Рифтовой Долине Национальный парк Тарангире Национальный парк Руаха Микуми Килва-Кисивани Селус Заповедник Саадани «Восьмое чудо света» Город Занзибар Дар-эс-Салам — бывшая столица Танзании Город Дар-эс-Салам Здесь я оставил свое сердце Аруша |
Сегодня известность мастеров маконде шагнула далеко за пределы Африканского континента. Изящными статуэтками, сработанными анонимными резчиками, украшают свои собрания частные коллекционеры, их покупают музеи многих стран. В антикварных магазинах Лондона, Нью-Йорка, Парижа небольшие фигурки из чёрного дерева стоят не менее 300 долларов, за иные запрашивают тысячи - ведь второй такой же не будет уже ни у кого. Шоссе, убегающее из центра Дар-эс-Салама к солнечным пляжам на окраине танзанийской столицы, сменяется хотя и просёлочной, но неплохой дорогой. Через несколько десятков километров обязательно встретишь на обочинах под кронами громадных деревьев непритязательные сооружения, крытые пальмовыми листьями. Между ними хлопочут по хозяйству женщины, играют дети, бродит скот. А мужчины, собравшись группами, обрабатывают куски древесины чем-то вроде молотков и стамесок. Время от времени мастера опускают молотки и застывают, вглядываясь в неведомые дали и образы. Это резчики по дереву из рода маконде - уникального, неповторимого даже на Чёрном континенте с его "тысячью тысяч" народов и языков. Если подойти к старосте с уважительным приветствием и нехитрыми дарами, он покажет деревню, угостит пальмовым вином и даже продемонстрирует "склад готовой продукции". Чего тут только не увидишь: старика, сгорбившегося под тяжёлой ношей, воина с копьём и щитом, женщину с ребёнком, многофигурную композицию "уджамаа" - вертикаль, образованную сплетёнными телами людей, - символ связи поколений. Но потрясают не эти в общем-то традиционные для африканских народов фигурки, а произведения совсем иного плана - "африканский сюр". Собственно, известный ныне во всём мире как стиль "маконде". При взгляде на иные скульптуры у неподготовленного человека шевелятся волосы на голове, на другие - разбирает странноватый гомерический хохот. Этот стиль создавался веками задолго до появления здесь европейцев и, естественно, за целую вечность до всяческих художественных европейских "измов". Отшлифованное до блеска чёрное дерево мягко и тепло лоснится. Трудно поверить, что этот материал называют "железным" из-за его плотности и тяжести - древесина эта не плавает, тонет в воде. Выбор болванки для скульптуры - чрезвычайно важное дело. Тщательно изучая структуру, форму приглянувшейся ему заготовки, мастер уже видит своё будущее произведение, пригрезившееся ему во сне или лёгком наркотическом забвении во время "путешествий по другим мирам". Когда всё продумано, резчик сразу "набело", без каких-либо подготовительных набросков, приступает к воплощению своего замысла. Основными орудиями труда ему служат нож, стамеска и оригинальный инструмент - что-то среднее между долотом и молотком. Придерживая стоящую на земле заготовку левой рукой, скульптор сильными и точными ударами долота-молотка начинает оживлять дерево. Каждый штрих-удар требует идеального глазомера в сочетании с немалым физическим усилием. В зависимости от размера и сложности композиции работа длится от одной до нескольких недель. Резчик прерывается лишь на 3-4 часа для сна. Мастерство маконде так высоко, что они могут точно передавать в "железном" дереве не только движения, но и эмоциональный настрой персонажей. Откуда это? Белым гостям не понять... Можно лишь приблизительно почувствовать, посидев в одиночестве безлунной африканской ночью с её мрачной таинственностью, странными шумами и шорохами, звериными рыками. С её иной, скрытой от цивилизованного человека жизнью: чьи-то горящие глаза на деревьях, отблески затухающего костра, вокруг которого в ритуальном экстатическом танце кружатся чёрные фигуры... В сюжетах маконде духи предков свободно общаются с живыми потомками, а души живых вступают в контакт друг с другом как самостоятельные существа, независимые от телесной оболочки. Это единство миров настолько сильно ощущается в скульптурах, что поневоле проникаешься доверием к древней легенде о происхождении самих маконде. Основательницей племени, гласит предание, стала женщина, изваянная из ствола чёрного дерева существом, лишь отдалённо напоминавшим человека. Когда он в последний раз коснулся дерева каменным резцом, статуя ожила. Благодарность "чёрной Евы" своему нечаянному создателю была щедрой: она наделила его способностью мыслить и говорить. В результате скульптор очеловечился, а затем, согласно легенде, стал мужем изваянной им девушки (ни дать ни взять - "история наоборот" о Пигмалионе и Галатее!).
Остров Мафия - рай для дайвинга | |||||||||
|