Бангладеш
Бангладеш
Дания
Дания
Танзания
Танзания
Мали
Мали
Тонга
Тонга
Гана
Гана
Литва
Литва
Мальта
Мальта
Италия
Италия
Россия
Россия
Токелау
Токелау
Сомали
Сомали
Руанда
Руанда
Гайана
Гайана

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Украина:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


История основания Одессы

Памятник Ришелье

Киевский зоорынок "Птичка"

Кофейные тайны Киева

Китаевская пустынь

Музей народного быта в Переяслав-Хмельницком

История рынка Привоз

История Одесского порта

Венеция? Украина? А!!! Вилково!

Памятник основательнице Одессы

Пассажи Одессы

Одесские катакомбы - неразгаданная тайна

Кулевчанское чудо

Одесский Оперный Театр - вид изнутри

Одесский Театр Оперы и Балета


Украина - Коллекция национального художественного музея Украины

Коллекция национального художественного музея Украины

  

Подраздел: Cтатьи об Украине | Украина
Страницы: 12

Коллекция национального художественного музея Украины

Произведения из музейного собрания не раз становились сенсацией на международных экспозицияx.

Так, в 1997 г. на всемирной выставке "Слава Византии" в Метрополитен музее в Нью-Йорке огромный интерес вызвал "Св. Георгий в житии" ХІІ в. Подобных православных полихромных рельефов такой старины в мире нет. Здесь сочетаются живописные традиции Византии и скульптурная техника романского Запада.

Обнаруженное в начале 1960-х годов киевским ученым Г.Логвиным, это произведение было определено французским искусствоведом А.Грабарем как "подарок мировой науке".

Каждый мировой стиль находил своеобразный, не эпигонско-ученический, а творчески-оригинальный отклик в Украине. Скажем, во времена европейской готики написана икона "Волынская Богоматерь" (XIV в.), которая чем-то перекликается с этим стилем. Страдание и утонченность, трактуемые в западной готике несколько приземленно, под кистью мастера луцкой школы приобретают мистически-спиритуальное возвышенное звучание.

Волынская художественная школа средних веков обрела к тому времени международную известность. Например, польские короли Ягелоны в течение ста лет приглашали для росписи своих костёлов именно украинских, а не, скажем, итальянских или немецких художников.

Так, в 1418 г. мастер Андрей Русин расписал в православном стиле церковь короля Владислава-Ягайла в Люблине. А, вероятно, ученик этого художника создал в XV в. икону "Чудо св. Георгия о змие", которая экспонируется в музее. Это пример ранней европеизации украинского искусства: при всей традиционности изображений - плоскость формы, условность типажа, устоявшаяся символика цвета (красный - мученичество, золотой - рай), здесь присутствует элемент западного искусства - готический замок, фигуры рыцарей в металлических латах.

В иконе "Страшный суд" XVII в. рай изображен в благолепном иконописном стиле с преобладанием золотых и розовых цветов, с фигурами святых, как бы застывших в торжественной неподвижности. "Участок" ада создан художником, знатоком западной демонологии, сторонником инфернального голландца Босха и экспрессивного немца Шонгауера. Контраст между райским покоем и ужасами ада усилен сочетанием аспидно-черных и огненно-красных красок.

Установление государственности в Украине казацких времен сопровождалось крупным художественным всплеском.

Так называемое казацкое, или мазепинское барокко - яркая страница европейской культуры.

Гетманы, полковники и сотники строили огромные церкви и украшали их резными расписными иконостасами. Шедевры появлялись порой даже в сельских храмах. К ним относится "Деисус" из церкви села Березна на Черниговщине, разрушенной в 1930-х гг.

Икона поражает разнообразием стилистических методов и художественных техник. В ней - утонченная декоративность, изощренность нежных орнаментов, прозрачность красок и, наряду с этим, - крепкая, объемная, трактуемая почти скульптурно живописная форма. Виртуозную художественную технику дополняют приемы гравирования, рельефное тиснение, инкрустации.

Коллекция национального художественного музея УкраиныЕвропейское влияние на украинской почве давало неожиданные результаты. Казалось бы, французское рококо, беззаботное, легкомысленное, и церковная живопись - вещи несовместимые. Однако, в иконе "Великомученицы" (1740-е гг.) видим приметы и религиозные, и светские. Персонажи иконы - патрицианки древнего Рима, замученные язычниками, в соответствии с этим, т.н., "сладким" стилем, наделены красотой, аристократизмом, поэтичностью, некоторым кокетством. Только меланхоличное выражение глаз и религиозная символика - меч (признак воинства Христового), вечнозеленые ветви пальм (символ бессмертия), кресты (знак страданий) напоминают о мученической их жизни.

Исследователи высказывают предположение, что автором иконы мог быть Г.Левицкий, известный художник, причастный к украинской общественной элите (он выполнял заказ графов Разумовских - родственников императрицы Елизаветы), который обладал высочайшим профессионализмом.

Стиль рококо, близкий лирической ментальности украинцев, повлиял даже на жанр монументального официального портрета.

Фигуру запорожского старшины Василия Гамалии, человека атлетического сложения (не зря же турки прозвали его предка "гамал" - богатырь), его лицо, руки художник расписал движущимися грациозными линиями; ими же он создает рокайлевые орнаменты на казачьей одежде.

 Страницы: 12

С этой статьей об Украине также читали:

  Крепость Чембало

  Пещеры тернопольщины

  Загадки Черного моря

  Водопад Головкинского и Водопад Джур-Джур

  Крымская астрофизическая обсерватория

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU