![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Украина: ![]() ![]() ![]() История основания Одессы Памятник Ришелье Киевский зоорынок "Птичка" Кофейные тайны Киева Китаевская пустынь Музей народного быта в Переяслав-Хмельницком История рынка Привоз История Одесского порта Венеция? Украина? А!!! Вилково! Памятник основательнице Одессы Пассажи Одессы Одесские катакомбы - неразгаданная тайна Кулевчанское чудо Одесский Оперный Театр - вид изнутри Одесский Театр Оперы и Балета |
Памятник Апельсину был открыт в Одессе 2 сентября 2004 года в День города. Автор скульптуры — Александр Токарев. Автор идеи — Валерий Балух. Архитектор — Владимир Глазырин Памятник представляет собой установленный на постаменте апельсин со снятой с одной половины кожурой и с вынутыми несколькими дольками. Вместо этих долек внутрь апельсина вставлена фигура российского императора Павла I. Скульптурная композиция включает тройку лошадей, впряженных в апельсин. Апельсин установлен на колеса телеги, символизирующие перевозку апельсин из Одессы в Петербург. На апельсине расположены самые известные здания Одессы — Оперный театр, Спасо-Преображенский собор, колоннада Воронцовского дворца. Чтобы здания архитектурно не «задавили» апельсин, их сделали абрисными, то есть из брусочков бронзы толщиной в сантиметр выполнен контур зданий, так, чтобы сквозь них просвечивало небо. Вся площадь скульптурной композиции занимает в диаметре 12,5 метров и вымощена гранитной шашкой. По периметру круглой площади установлены чугунные столбики с цепями и два гранитных верстовых столба высотой 90 см, на которых отмечено количество верст от Одессы до Санкт-Петербурга. Памятник отливали в Киеве. На него потребовалось около тонны бронзы. Стоимость скульптуры составила порядка 20 000 дол. США, строительные работы — 160 000 гривен. Историческое событие, память о котором увековечивает памятник. После воцарения императора Павла I в 1795 году финансирование строительства одесского порта было приостановлено. Строительная экспедиция была упразднена, вице-адмирал де Рибас отозван «на ковер» в Петербург, первостроитель Одессы инженер де Волан уволен. Порт не был достроен, торговля, способная прокормить Одессу, так и не возникла, город к 1800 году находился при последнем издыхании. Понимая, что все несчастья города коренятся в недостроенности порта, члены городского магистрата собрались 9 января 1800 года на совещание, на котором решили просить у императора 25-летнюю ссуду для города в размере 250 000 тысяч рублей, которую пустить на завершение строительства порта. Магистрат, не возлагая особенных надежд на благосклонность императора, обратился за помощью в поддержании ходатайства к директору одесской таможни М. М. Кирьякову, который зиму проводил в Петербурге. Сопровождать фруктовый обоз было поручено унтер-офицеру бывшего греческого дивизиона Георгию Раксамити, «по известной его на сей случай исправности». В выборе сопровождающего магистрат не ошибся — свежие фрукты были доставлены в столицу с необычайной быстротою — 8 февраля обоз вышел из Одессы. Безмерный в своем гневе, но и в своей милости, Император Павел уже 1 марта повелел:отдать магистрату на отделку Одесской гавани все материалы, а которые от казны были заплачены деньги;выдать 250 000 рублей заимообразно на 14лет, за возврат суммы отвечают все купцы города, как живущие сейчас, так и поселяющиеся там впредь;продлить все городские льготы еще на 14 лет, до уплаты займа. Одесса была спасена! С этого момента начинается необратимое и бурное развитие Одессы. Так что этот исторический эпизод с апельсинами — ловкость магистрата, великодушие Павла — должен считаться поворотным моментом в истории Одессы. Сооружение и перенос памятника. Одесситы о памятнике Информация о планах построить памятник апельсину ко дню города впервые появилаcь в печати весной 2004 года. Работы начались в августе 2004. Деньги на памятник вносились добровольными жертвователями и не только добровольными. Так, автор этих строк, работавший в 2004 директором одной из экспедиторских фирм в одесском порту, вспоминает, что в один из августовских дней 2004 года таможня одесского порта отказывалась принимать в работу грузовые документы всех фирм, до тех пор, пока не будут в таможню предоставлены копии платежных поручений, на счета строительных фирм, работавших на сооружении памятника. Таможенники говорили, что такое распоряжение поступило от их руководства. Причем суммы, требуемые к уплате, колебались в зависимости от размеров фирмы-плательщика — так от крупных фирм требовался гораздо более крупный взнос, чем от мелких.
| |||||||||
|