![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Украина: ![]() ![]() ![]() История основания Одессы Памятник Ришелье Киевский зоорынок "Птичка" Кофейные тайны Киева Китаевская пустынь Музей народного быта в Переяслав-Хмельницком История рынка Привоз История Одесского порта Венеция? Украина? А!!! Вилково! Памятник основательнице Одессы Пассажи Одессы Одесские катакомбы - неразгаданная тайна Кулевчанское чудо Одесский Оперный Театр - вид изнутри Одесский Театр Оперы и Балета |
Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, сооруженной византийцами в VI веке для защиты подступов к Херсонесу. Пещерные помещения снаружи скалы обозначены арочными окнами, объединенными треугольными тимпанами. Предание гласит, что в конце I в. св. Климент, папа римский, был сослан в Инкерманские каменоломни за исповедание Христовой веры. В VI в. византийские строители, защищая подступы к православному Херсонесу, строят в горах каменное укрепление. Князья Феодоро в XV в. укрепляют древние стены крепости, наименовав ее Каламитой. Расположенная в устье Черной речки, Каламита надолго становится "яблоком раздора" между ними и генуэзцами. В 1475 г. ее захватывают турки, они реконструируют стены и башни, дав крепости новое имя "Инкерман", что переводится как "пещерная крепость". В скалах Инкермана, освященных пребыванием Св.сщмч. Климента, обнаружено уже около тридцати средневековых пещерных церквей и девять монастырских комплексов: на правом берегу р. Черной - в южном, западном и восточном обрывах Монастырской скалы, в юго-западной и восточной части Загайтанской скалы; на левом берегу р. Черной - на склонах Каменоломенного оврага и Троицкой и Георгиевской балок, в обрыве скалы напротив железнодорожной станции "Инкерман-1". По мнению историков, "в эпоху развитого средневековья в Инкерманской долине был монашеский центр, подобно Афону, Олимпии, Меторе, Вулканической долине". Поистине это была целая монашеская страна. Один из известных нам средневековых пещерных монастырей Инкермана находится в Загайтанской скале, другой - в устье Каменоломенной, или Советницкой, балки, третий, ныне действующий, освященный во имя св. сщмч. Климента, папы Римского, - в Монастырской скале.Монастырь создавался, по всей вероятности, византийскими изгнанниками-иконопочитателями VIII-IX веков. Наиболее замечательны в нем три древних пещерных храма, вырубленных в монолитном теле скалы. В верхнем полукружии скальной апсиды третьего храма вырезан большой каменный крест, от которого как бы произрастают растительные побеги. Такие кресты часто именуют "процветшими", они обычны для византийского камнерезного искусства начиная с X столетия. Символический смысл такого изображения в некоторой степени проясняет греческая надпись на каменной колонне, вырезанная рядом с подобным крестом из Херсонеса Таврического. Она гласит: "Сей крест вырастает в отводок смоковницы Божьей и жнецы не искоренят его корней", намекая сим на несокрушимость Церкви Христовой. Вход в монастырь св. сщмч. Климента расположен в нижней части скалы (в средневековое время было не менее трех входов с лестницами); от него идет вперед и вверх коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус с кельями и колокольней, и три пещерные церкви: Церковь во имя св. Мартина Исповедника, папы Римского, в плане прямоугольная, с алтарной апсидой на востоке, потолок сводчатый; представляет собой "обыкновенный тип крымских пещерных старых церквей"; в 1867 г. была перепланирована. Инкерманский монастырь Церковь во имя Св. апостола Андрея Первозванного, по преданию, вырублена самим папой Климентом. Небольшая по размерам, с низким горизонтальным потолком; алтарь отделен сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками. По предположению епископа Гермогена, "через левое окно можно было подавать в алтарь хлеб, вино и прочие принадлежности богослужения. И потому в алтаре под ним встроен жертвенник, а над ним - ниша, может быть, для хранения священных сосудов, а через правое можно было принимать исповедь кающихся, и поэтому тут устроено из камня для священника седалище.В алтаре - престол, вырубленный из камня и непосредственно примыкающий к восточной стене, как и везде в пещерных храмах.
| |||||||||
|