![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Словакия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Вышне Ружбахи - курорт Словакии Полезно знать туристам в Словакии Дайвинг в Словакии Что привезти из Словакии Отдых в Словакии Праздники Словакии Собор святого Мартина Архиепископский дворец в Словакии Смрдаки - курорт на Юго-Западе Словакии Кромпаха - Плейса - горнолыжный курорт Словакии Дуднице – самый молодой курорт Словакии Деменовская долина Велька-Фатра - кольцо гор в Словакии Живописный городок Банска – Штявница Обычаи и порядки Словакии |
Жбаны, тарелки, миски и другие предметы, расписанные подглазурным четырёхцветным декоративным орнаментом из разнообразных узоров по белой сверкающей поверхности, употреблялись повседневно в хозяйстве, но вместе с тем они служили и украшением городских и деревенских домов. Они стали редкостными предметами словацкого народного искусства, ценнейшие экспонаты которого находятся теперь только в музеях, галереях и в частных коллекциях. Но пока фаянс приобрёл своё место в народной среде как его органическая составная часть, он прошёл сложное развитие, обусловленное, с одной стороны, культурно-историческими условиями, а с другой — историей европейского фаянса и историей габанов — посредников технологических знаний жбанного ремесла на территории сегодняшней Словакии. История фаянса начинается в 16-ом веке у габанов, переселенцев из Германии, Швейцарии и Италии. Они были членами секты со строгими социально-революционными принципами, касающимися не только личной, но и экономической, общественной жизни и организации труда. Приезд габанов отражал в своеобразной форме сложные условия той эпохи. 16-й век в Словакии был периодом неутешительной экономической ситуации, в которой барщинники страдали не только от феодального гнёта, но и от многочисленных феодальных боёв и войн с турками, от эпидемий чумы и от природных бедствий. Крестьяне переселялись в более безопасные незаселённые области средней Словакии, но одновременно с этим в западной Словакии селились хорватские переселенцы, убегающие от турок, а также швейцарские, немецкие и итальянские габаны. После поражения крестьянского восстания под руководством Мюнцера в 1525 году они должны были покинуть свои первоначальные поселения. Их бегство, вызванное, на первый взгляд, религиозными мотивами, имело свои причины в глубоком кризисе феодального общественного порядка.
Самый восточный пункт их поселений — г. Тренчин. Они были выдающимися ремесленниками в самых разнообразных отраслях и таким образом — сначала в рамках коллективного образа жизни в строго замкнутых габанских «дворах» — обеспечивали свою экономическую самостоятельность. В Моравии, и особенно в Словакии, они вошли в историю прежде всего как изготовители фаянсовой посуды. В габанском творчестве отразились все изменения внутренней структуры их организации, художественные направления эпохи и отдельные этапы укоренения и приспособления к местным потребностям. На ранних этапах развития габанского фаянса чувствуется влияние итальянского Ренессанса, преобразованное габанами в духе своих потребностей, продиктованных в значительной мере их учением (запрет рисовать человеческую фигуру на керамике). В последней четверти XVII века на габанский фаянс оказала влияние дельфская и китайская керамика, с которой габаны познакомились через голландских «братьев»; в отношении декорирования не обошлось без влияния контактов с турецкой армией, с которой они обменивались товаром. Постепенно всё большее влияние на габанский фаянс оказывала местная среда и заказчики: мещане, ремесленники, земледельцы. Габанское общество было официально распущено в 1685 году, но внутренний кризис (нарушение экономической и идеологической компактности членов так называемых габанских «дворов») давал о себе знать уже десятилетия до этого. Габаны постепенно принимали условия жизни региона, в котором жили; к их производству присоединялись местные мастера, нарушались подлинные габанские семейные связи. Свобода жизни и мышления отразилась и на фаянсовых изделиях.
Перепубликация с www.slovakguide.ru
| |||||||||
|