Гайана
Гайана
Белиз
Белиз
Гренада
Гренада
Дания
Дания
Палау
Палау
Индонезия
Индонезия
Беларусь
Беларусь
Сенегал
Сенегал
Камбоджа
Камбоджа
Польша
Польша
Венгрия
Венгрия
Перу
Перу
Вануату
Вануату
Киргизия
Киргизия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Йемен:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Страна с богатейшей историей

История кофе в Йемене

Основные мысли о Йемене

Йемен - настоящая экзотика

Мифы о Йемене

Жемчужина Востока или калейдоскоп по Йеменски

Архитектурные памятники и своеобразие страны

На месте древних государств

Жить на нем легко и просто

Йемен: кто кого?

Йеменская авантюра Обамы направлена против Китая

Фотосоветы

Вопросы безопасности

Йемен за две недели

Иcтория Йемена


Йемен - Правовая система Йемена

Правовая система Йемена

  

Подраздел: Cтатьи об Йемене | Йемен
Страницы: 123

Правовая система Йемена носит смешанный характер. В целом в ней преобладает мусульманско-правовая традиция, хотя отдельные отрасли развиваются под влиянием европейского права.

До создания единого государства в 1990 г. правовое развитие каждой части Йемена шло различными путями.

Общая характеристика

Правовая система Йемена Северный Йемен в целом придерживался мусульманского права. Ни революция 1962 г., ни последующее развитие не поколебали его основ. В 1976-1978 гг. ряд отраслей права был впервые кодифицирован (в частности, приняты Семейный кодекс 1978 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1979 г., Гражданский кодекс 1979 г., Торговый кодекс 1976 г.).

В Южном Йемене до 1967 г. основу правовой системы составляло мусульманское и обычное право. Мусульманские судьи - кади применяли положения фикха (мусульманской правовой доктрины) в форме произведений авторитетных юристов (в основном шафиитского толка) или в виде нормативных актов, принятых правителями полуфеодальных государственных образований (например, Уголовный мусульманский кодекс султаната Куайти).

В период социалистической ориентации правовая система подверглась значительной секуляризации, хотя здесь так и не произошло полного разрыва с мусульманско-правовой традицией. Конституция 1978 г. провозгласила НДРЙ государством, выражающим интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, мелкой буржуазии и всех трудящихся, которые стремятся к созданию единого демократического Йемена и к полному решению задач национально-демократической революции, являющейся подготовительным этапом для перехода к строительству социализма.

Провозглашенная в качестве официальной идеология научного социализма (выходившая за рамки обычного "арабского социализма") была в принципе несовместима с концепциями мусульманского права. Поэтому революционные власти предприняли радикальную перестройку правовых основ общества. В НДРЙ были упразднены мусульманские суды. Лишь в отдельных случаях применялись некоторые нормы мусульманского права, в частности, воспринятые Законом о семье 1974 г.

В объединенном Йемене (Йеменской Республике) приверженность мусульманскому праву закреплена в ст.3 Конституции, согласно которой шариат - источник всего законодательства. Однако на практике мусульманское право господствует далеко не во всех отраслях правового регулирования.

В течение первых лет после объединения сохранялся дуализм правовых систем, поскольку ранее принятое в каждом из государств законодательство продолжало действовать на соответствующих территориях страны. Однако к середине 1990-х гг. в целом сложилась единая правовая система на базе нового законодательства.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

 Республика ЙеменВ ЙАР в середине 1970-х гг. вступил в силу подготовленный Комиссией по кодификации норм мусульманского права ряд законов, касающихся личного статуса, вещных и обязательственных отношений (в частности, законы о дарении и вакфах, Семейный и Процессуальный кодексы). Все эти акты предусматривали, в случае их "молчания", применение "наиболее подходящих" принципов и норм мусульманского права. Семейно-брачные отношения регулировал Семейный кодекс 1978 г., основанный на нормах шариата. Он предусматривал, что мужчина может одновременно состоять в браке с несколькими женщинами (но не более чем с четырьмя) при условии справедливого к ним отношения. В противном случае ему разрешается иметь всего одну жену (ст.9). Действовал Гражданский кодекс (1979 г.), который был разработан по образцу египетского ГК 1949 г.

Иное положение сложилось в НДРЙ. Согласно ст.27 Конституции 1978 г. закон должен был регулировать семейные отношения на основе равенства женщины и мужчины в правах и обязанностях. Семейный кодекс 1974 г., хотя и закрепил отдельные положения шариата, по существу, наделил женщину равными правами с мужчиной в семейных отношениях.

Вопреки нормам мусульманского права законодательство НДРЙ не признавало за мужем власти над женой и юридически не обязывало ее подчиняться ему, а также не возлагало на мужа исключительной ответственности за содержание жены. В отличие от семейного права других арабских стран закон предусматривал, что супруги вместе несут все расходы, необходимые для совместной жизни, соответственно своим материальным возможностям. Если же один из них не в состоянии делать это, обязанность содержания семьи возлагается на другого. Лишь при соблюдении строгих условий закон допускал бигамию.

 Страницы: 123

С этой статьей об Йемене также читали:

  Жалобы бедуина

  Старый Город

  Государственное устройство Йемена

  Чудеса Йемена

  Бедуины живут в горах

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU