Палестина
Палестина
Оман
Оман
Чили
Чили
ОАЭ
ОАЭ
Мальта
Мальта
Мозамбик
Мозамбик
Аруба
Аруба
Сенегал
Сенегал
Греция
Греция
Кения
Кения
Индия
Индия
Гамбия
Гамбия
Италия
Италия
Эритрея
Эритрея

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Танец - душа народа

Танец - душа народа

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Танец - душа народаТанец - душа народа. Пожалуй, именно в танце наиболее наглядно и выразительно раскрывается эмоциональный, чувственный мир человека. Танец всегда выражение чувств - любви, радости, страсти, горя, веры и надежды. Но прошли долгие века, прежде чем примитивный мир "пляшущих человечков", дошедший до нас в наскальных изображениях, вырос в танец - душой исполненный полет!

Под ритмичные удары большого бубна - дойры кружится девушка. Взлетают и колышутся подхваченные вихрем танца легкие складки шелковой юбки, развиваются темные косы, мелькают ножки в шелковых шароварах, перехваченных у щиколотки вышитой тесьмой "джияк", постукивают каблучки туфелек. Но вот танцовщица внезапно застыла на месте, и только в такт дроби, рассыпающейся под искусными пальцами дойриста, трепещут ее руки танцовщицы, плавно движутся плечи, задорно блестят черные глаза, переливаются золотом украшения. И вновь она - в вихре танца. Узбекские народные танцы, страстные и волнующие воображение, никого не могут оставить равнодушным. В старину говорили, что танцор должен уметь рассказать своим танцем о высоких чувствах, о счастье и печалях человека, восторгах и бедах, его мечтах.

В глубь веков уходят традиции узбекского танцевального искусства. В памятниках эпохи эллинизма, которыми так богата земля Узбекистана, встречаются изображения музыкантов и танцовщиц, окутанных легкими одеждами, в сложных сценических движениях. В средневековых миниатюрах танец был одним из непременных атрибутов изображения придворных сцен. В древнейшие времена народные танцы рождались, жили и развивались как ритуальные действа, посвященные религиозным, мистическим и воинственным обрядам. Танцевали при праздновании разного рода событий - сбор урожая, свадьба, рождение ребенка...

Древние согдийские танцы, как правило, имели сюжетную основу. В наше время можно увидеть танец "Катта уйин", что означает "Большая игра". Легенды, бережно хранимые его исполнителями, говорят о том, что его танцевали еще при Александре Македонском. "Катта уйин" - это танцевальная сюита, состоящая из нескольких десятков ритмических частей - "усулей". Их названия образно отражают эмоциональный настрой танца: "дилдир" - брызги, "йурга" - поступь иноходца, "сарбози" - воинственный, "садра" - погребение...

Еще в ХIХ веке "Катта уйин" был не просто танцем, а сложным представлением, своеобразным спектаклем с развивающимся сюжетом, сменой танцорами костюмов и световыми эффектами и в нем было двести восемьдесят усулей.

Как предполагают ученые, в основу содержания "Катта уйин" легли древние обычаи и легенды. У согдийцев было широко распространено празднование наступления весны - Навруз, посвященное умирающему и воскресающему божеству Сиявушу. В празднование Навруза участвовали все жители села или города. По преданию, Сиявуш был рожден прекрасной лесной богиней. Подарив царю Ирана Кей-Каусу сына, она умерла, а юный Сиявуш рос не по дням, а по часам, удивляя всех своей красотой, силой и благородством.

Танец - душа народа

Достигнув совершеннолетия, Сиявуш отверг преступную страсть своей мачехи, и она оклеветала пасынка, но юноша доказал свою невиновность, пройдя испытание огнем. Он женился на дочери туранского царя Афросиаба - легендарного основателя Самарканда. Враги оклеветали его и убили. Бог деревьев и злаков Хаома отомстил за него, и Сиявуш восстал из праха, так же, как весной возрождается природа.

Если рассматривать одну за другой усули "Катта уйин", то становится ясно, что в основу сюжета танца легла легенда о Сиявуше, и танцевальные эпизоды посвящены его жизни, смерти и воскрешению.

Века отделяют нас от неведомых создателей старинного танца "Занг". Приглушенно позвякивают золотые колокольчики на запястьях рук и щиколотках ног танцовщиц, одетых в строгие, но живописные костюмы древних амазонок. Колокольчики, позвякивая, повествуют о смелых и лихих наездницах царицы Томарис, победившей две тысячи лет назад жестокого завоевателя, и о сорока воительницах, что в незапамятные времена оседлали коней и научились владеть мечом, чтобы отразить набеги врагов.

Великий шелковый путь, на протяжении тысячелетий связывавший Восток и Запад, служил не только торговой магистралью. Он был одновременно связующей нитью для духовного общения далеких народов. Смешение культурных традиций Согдианы, Хорезма, Бактрии и Индии, Китая, Ирана способствовало возникновению неповторимого танцевального стиля.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Денежные новости

  Кызылкумский заповедник

  Охрана флоры и фауны

  Алишер Навои

  Мавзолей Занги-Ота

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU