Бельгия
Бельгия
Мальдивы
Мальдивы
Нигер
Нигер
Лаос
Лаос
Оман
Оман
Таиланд
Таиланд
Ватикан
Ватикан
Уганда
Уганда
Камбоджа
Камбоджа
Гваделупа
Гваделупа
Кувейт
Кувейт
Гондурас
Гондурас
Болгария
Болгария
Либерия
Либерия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Ювелир - почти волшебник

Ювелир - почти волшебник

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Волшебное искусство ювелираРемесло ювелира – одно из древнейших на земле. Изначально ювелирные изделия служили не только украшениями, но и были оберегами, наделялись магическими свойствами. Наиболее ранние находки таких украшений в Узбекистане относятся к XII веку до нашей эры. В верховьях реки Чирчик из могильника были извлечены бронзовые браслеты с треугольными насечками и орнаментом в виде космологических спиралей. Особую историко-культурную ценность представляют золотые и серебряные культовые предметы, а также браслеты, перстни и ожерелья из так называемого Амударьинского клада, обнаруженного в 1877 году в верхнем течении реки Амударьи. Они свидетельствуют, что еще в V веке до нашей эры мастерство бактрийских ремесленников достигло высот подлинного искусства.

Настоящей сенсацией в научном мире стала находка в Сурхандарьинской области на юге Узбекистана на археологических раскопках городища Дальверзинтепе клада весом 32 килограмма, состоящего из высокохудожественных предметов и украшений из золота, серебра и драгоценных камней, относящихся к эпохе Кушанского царства. А близ города Термеза в руинах дворца на городище Балалык-тепе сохранилась настенная роспись VI века со сценами пиршества. На знатных дамах были изображены золотые кольца, перстни и серьги с подвесками, напоминающие традиционные украшения современных узбекских женщин. Роскошные изделия создавали ювелиры по заказам придворных дам в эпоху Темуридов.

Подлинного расцвета ювелирное искусство достигло в XIX – начале XX веков. Украшения, выполненные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины, пользовались спросом на Востоке и Западе. Особенно ценились изделия мастеров Бухары и Ташкента. Ювелирные изделия узбекских мастеров отличает богатство форм, изящество отделки и проработанность деталей. Излюбленным материалом для ювелирных украшений в Узбекистане всегда было серебро, но бухарские мастера большую часть изделий традиционно выполняли из золота. Ведь недаром Бухара расположена в долине "золотоносной" реки Зарафшан, где с древнейших времен добывался драгоценный металл.

Таинство создания ювелирного чуда происходит в мастерской, оборудованной несложными приспособлениями. Здесь находится небольшой самодельный глиняный горн в виде низкой призмы с выемкой на поверхности, где помещаются древесные угли. Огонь в горне раздувается при помощи ручных мехов-дам из бараньей кожи. Своей формой дам напоминает два усеченных конуса, соединенных основаниями. При особо тонкой работе ювелиры-заргары применяют медную коническую трубку-дахандам, в которую дуют, направляя струю воздуха на обрабатываемый предмет. Серебро и золото плавят в тиглях-бутича из огнеупорной глины.

Мастера пользуются нехитрым инструментарием – щипчиками разных калибров с заточенными концами для изготовления цепочек, серег, ячеек для камней, пинцетами для подхватывания мелких деталей, ножницами-кайчи, набором клещей, молоточков, штампов и форм для изготовления деталей украшений в виде шариков и полушарий, небольшая железная наковальня.

Ювелиров, работавших преимущественно по серебру, в старину называли кумуш-усто – серебряных дел мастер

Каждый ювелир, как правило, владеет литьем и ковкой по металлу, поэтому их еще называют темир-усто – мастер по металлу. Ювелиры искусно владеют техникой тиснения, черни, ажурной и накладной филиграни, эмали. Излюбленной техникой всегда была зернь – узоры, составленные из спаянных серебряных шариков и бусин. Мастера используют гравировку и резьбу по металлу, инкрустацию. Иногда в изделиях драгоценные и полудрагоценные камни заменяются имитацией из стекла, эмали, пасты.

Ювелиров, работавших преимущественно по серебру, в старину называли кумуш-усто – серебряных дел мастер. Серебро применяли не только для женских украшений. Им отделывали сбрую коней, стремена, оковывали парадные седла, серебряные бляшки прикрепляли к потнику, украшали плеть-камчу, рукояти и ножны оружия. Из серебра делали пуговицы для одежды, пояса. Так, к парадному традиционному мужскому костюму бухарские мастера изготовляли пояса с крупными орнаментированными и украшенными камнями и чернью ювелирными пряжками. Иногда по всему поясу нашивали круглые или фигурные медальоны. Самые дорогие мужские пояса целиком состояли из филигранных подвижно соединенных изогнутых пластинок с ажурным орнаментом. По древнему поверью считалось, что серебро лишает яды силы, отгоняет злых духов, сохраняет чистоту. Ювелиры, работая с серебром, различали его две разновидности – "мягкое" и "твердое".

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Фергана

  Mаршруты археологических открытий

  Золотое путешествие в Самарканд

  Театральное искусство Узбекистана

  Красоты Коканда

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU