Мали
Мали
Гаити
Гаити
Алжир
Алжир
Франция
Франция
Аруба
Аруба
Индия
Индия
Япония
Япония
Марокко
Марокко
Судан
Судан
Ангола
Ангола
Суринам
Суринам
Австралия
Австралия
Лесото
Лесото
Кипр
Кипр

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Вышивка  Узбекистана

Вышивка Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Вышивка БухарыВышивка Бухары. Бухара традиционно была ведущим центром производства и сбыта художественного текстиля всего среднеазиатского региона, поэтому не случайно в западноевропейской литературе все сузани изначально были известны как “вышивки из Бухары”. Здесь создавались уникальные образцы вышивок самого различного назначения и виртуозного художественного исполнения. Сегодня в Бухарской области работают много мастериц вышивальщиц, которые создают прекрасные вышивки, пользующиеся большим спросом на рынке. Так, например, Зухро Облабердиева из Шафиркана, является продолжательницей традиций известной шафирканской вышивки, в начале 1990-х годов создала школу, где обучаются молодые вышивальщицы. Зухро вместе со своими учениками наряду с традиционными сузани создают новые формы изделий из вышивки, которые сегодня востребованы на рынке. Это – покрывало на кровать, наволочки, скатерти, салфетки, вышитые занавески и т.д. Шелковые нити для вышивок Зухро Облабердыева окрашивает сама натуральными красителями – этому искусству она обучалась во время тренинга в Индии. Производство вышивки для З. Облабердыевой является семейным бизнесом, в этом деле активно помогают ей супруг и дети. С 1990-х годов она является постоянной участницей выставок прикладного искусства, как в Узбекистане, так и за рубежом. В Ташкенте ее изделия реализуются в различных арт салонах и галереях. Учитывая, высокое качество ее вышивок такие изделия, пользуются большим спросом у покупателей.

Вышивка Гиждувана. В другом центре Бухарской области Гиждуване живут и работают потомственные мастера – керамисты Нарзуллаевы Абдулло и Алишер. А женская половина этой семьи успешно работает над возрождением исконно гиждуванской вышивки. Работа над возрождением традиционной вышивки была начата М. Баракаевой. Сегодня ведущими мастерицами являются Мавлюда Нарзуллаева и Гульбахор Нарзуллаева. Они вместе с многочисленными ученицами создают уникальные вышивки, которые отличаются от вышивки других школ тем что, вышивают в основном на ткани «бязь» ручного ткачества, шелковые нити окрашенные натуральными красителями придают их вышивкам очень светлые тона, которые являются отличительной колористической особенностью гиждуванской вышивки, орнамент состоит из стилизованно-растительных мотивов. В ассортименте вышивки есть многие виды изделий – скатерти, покрывала, сузани и т.д. Такие вышивки продаются самими мастерицами, а также в галереях и салонах Ташкента, и на международных выставках-ярмарках.

Вышивка Шахрисябза. Шахрисябз - один из старейших городов Средней Азии. Искусство вышивки имеет здесь богатые традиции. В этом центре производились несколько видов крупной декоративной вышивки (сузани, нимсузани, попоны для лошадей). Очень популярны тюбетейки Шахрисабза. Колорит вышивок построен на холодных тонах: малиновых, зеленых, бирюзовых, красных. Сегодня в Шахрисабзе работают профессиональные мастерицы Норбиби Сафарова, Фазилят Кадырова, Гульнара Чарыева, Нафиса Юсупова. Каждая из них имеет небольшие мастерские, в которых работают их дочери, племянницы, девочки-ученицы. В этих мастерских выполняются вышивки тамбуром и ручным швом «ироки».

Ташкентская вышивка

Вышивка Самарканда и Ургута. В вышивках Самарканда и Ургута, в отличии от других регионов, преобладают крупные, максимально стилизованные растительные узоры, холодные тона в колористическом решении, шов «босма». В кайме самаркандских сузани вышивались причудливые орнаментации черного, желто-коричневого, темно-синего цветов, напоминающие изображение дракона - аждахо с раскрытой пастью.

Аждахо - персонаж из древнеиранской мифологии, был своеобразным оберегающим амулетом. В прошлом все эти узоры наделялись магическим значением, особенно в свадебных изделиях, где орнамент, по убеждениям, оберегал от злых духов.

Ташкентская вышивка. Техника ташкентской вышивки - босма. Композиции гулькурпы и чойшабов состоят из центрального медальона-звезды или круга и веток с цветами, оставляющих незашитым большое пространство фона.

В ташкентских паляках представлены наиболее архаические элементы искусства, к которым относятся круги, звезды, розетки, а также кресты, ромбы, вертушки. Все эти элементы были связаны изначала с поклонением небесным светилам, которое входило в систему культово-религиозных представлений древних земледельцев Средней Азии. Со временем эти знаки-символы, трансформируясь, превратились в декоративные узоры, утратившие семантику и имеющие преимущественно декоративное значение.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Дом-музей Юнуса Раджабий

  Комплекс Хазрат Имам

  Заповедник Бадайтугай

  Mузыканты средневековья

  Куня-Арк

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU