|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Вышивка Бухары. Бухара традиционно была ведущим центром производства и сбыта художественного текстиля всего среднеазиатского региона, поэтому не случайно в западноевропейской литературе все сузани изначально были известны как “вышивки из Бухары”. Здесь создавались уникальные образцы вышивок самого различного назначения и виртуозного художественного исполнения. Сегодня в Бухарской области работают много мастериц вышивальщиц, которые создают прекрасные вышивки, пользующиеся большим спросом на рынке. Так, например, Зухро Облабердиева из Шафиркана, является продолжательницей традиций известной шафирканской вышивки, в начале 1990-х годов создала школу, где обучаются молодые вышивальщицы. Зухро вместе со своими учениками наряду с традиционными сузани создают новые формы изделий из вышивки, которые сегодня востребованы на рынке. Это – покрывало на кровать, наволочки, скатерти, салфетки, вышитые занавески и т.д. Шелковые нити для вышивок Зухро Облабердыева окрашивает сама натуральными красителями – этому искусству она обучалась во время тренинга в Индии. Производство вышивки для З. Облабердыевой является семейным бизнесом, в этом деле активно помогают ей супруг и дети. С 1990-х годов она является постоянной участницей выставок прикладного искусства, как в Узбекистане, так и за рубежом. В Ташкенте ее изделия реализуются в различных арт салонах и галереях. Учитывая, высокое качество ее вышивок такие изделия, пользуются большим спросом у покупателей. Вышивка Гиждувана. В другом центре Бухарской области Гиждуване живут и работают потомственные мастера – керамисты Нарзуллаевы Абдулло и Алишер. А женская половина этой семьи успешно работает над возрождением исконно гиждуванской вышивки. Работа над возрождением традиционной вышивки была начата М. Баракаевой. Сегодня ведущими мастерицами являются Мавлюда Нарзуллаева и Гульбахор Нарзуллаева. Они вместе с многочисленными ученицами создают уникальные вышивки, которые отличаются от вышивки других школ тем что, вышивают в основном на ткани «бязь» ручного ткачества, шелковые нити окрашенные натуральными красителями придают их вышивкам очень светлые тона, которые являются отличительной колористической особенностью гиждуванской вышивки, орнамент состоит из стилизованно-растительных мотивов. В ассортименте вышивки есть многие виды изделий – скатерти, покрывала, сузани и т.д. Такие вышивки продаются самими мастерицами, а также в галереях и салонах Ташкента, и на международных выставках-ярмарках. Вышивка Шахрисябза. Шахрисябз - один из старейших городов Средней Азии. Искусство вышивки имеет здесь богатые традиции. В этом центре производились несколько видов крупной декоративной вышивки (сузани, нимсузани, попоны для лошадей). Очень популярны тюбетейки Шахрисабза. Колорит вышивок построен на холодных тонах: малиновых, зеленых, бирюзовых, красных. Сегодня в Шахрисабзе работают профессиональные мастерицы Норбиби Сафарова, Фазилят Кадырова, Гульнара Чарыева, Нафиса Юсупова. Каждая из них имеет небольшие мастерские, в которых работают их дочери, племянницы, девочки-ученицы. В этих мастерских выполняются вышивки тамбуром и ручным швом «ироки».
Вышивка Самарканда и Ургута. В вышивках Самарканда и Ургута, в отличии от других регионов, преобладают крупные, максимально стилизованные растительные узоры, холодные тона в колористическом решении, шов «босма». В кайме самаркандских сузани вышивались причудливые орнаментации черного, желто-коричневого, темно-синего цветов, напоминающие изображение дракона - аждахо с раскрытой пастью. Аждахо - персонаж из древнеиранской мифологии, был своеобразным оберегающим амулетом. В прошлом все эти узоры наделялись магическим значением, особенно в свадебных изделиях, где орнамент, по убеждениям, оберегал от злых духов. Ташкентская вышивка. Техника ташкентской вышивки - босма. Композиции гулькурпы и чойшабов состоят из центрального медальона-звезды или круга и веток с цветами, оставляющих незашитым большое пространство фона. В ташкентских паляках представлены наиболее архаические элементы искусства, к которым относятся круги, звезды, розетки, а также кресты, ромбы, вертушки. Все эти элементы были связаны изначала с поклонением небесным светилам, которое входило в систему культово-религиозных представлений древних земледельцев Средней Азии. Со временем эти знаки-символы, трансформируясь, превратились в декоративные узоры, утратившие семантику и имеющие преимущественно декоративное значение.
| |||||||||
|