Индонезия
Индонезия
Норвегия
Норвегия
Фиджи
Фиджи
Гвиана
Гвиана
Сенегал
Сенегал
Ливан
Ливан
Филиппины
Филиппины
Украина
Украина
Таиланд
Таиланд
Мальдивы
Мальдивы
Китай
Китай
Бангладеш
Бангладеш
Мальта
Мальта
Мьянма
Мьянма

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Айни и Самарканд

Айни и Самарканд

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12
Он писал эти произведения в 1944 году, что бы поднять дух народа сражающегося с фашизмом.

О жизни этого великого писателя подробно можно получить информацию в его мемориальном доме–музее на ул. Регистанской города Самарканда. Этот музей был открыть 19 мая 1967 года по Постановлению правительства Узбекистана. На создании этого музея активно участвовал руководитель Узбекистана писатель Шараф Рашидов считавший Айни великим учителем интеллигенции Самарканда.

Собрание сочинение Садриддина Айни в советские времена были опубликованы на различных языках не раз. После независимости Таджикистана и Узбекистана выяснилось, что некоторые произведения Айни по идеологическим соображениям не были опубликованы. Один из этих произведений написанный писателем в1918 году в махалле Суфи Розик Самарканда под названием «История революции мысли в Бухаре» недавно найден в одном личном архиве и опубликован в 14 томе «Полного собрания сочинений» в г. Душанбе.

Садриддин Саидмуродович АйниСадриддин Айни если в Бухаре сложился как поэт, то в Самарканде он стал знаменит и как прозаик и как учёный-филолог и как публицист. В касыде «Бухара и Самарканд» выражена огромная его любовь к обоим этим городам, колыбелям древней культуры.

В Самарканде великий писатель вёл скромный образ жизни. Это заметили те, которые видели, как он делал покупки на рынке овощей и фруктов для дома. От подарков почитателей отказывался, а когда присылали домой, находил предлог отправить обратно. Директор дома-музея Айни Абдукарим Гани-заде, рассказал, что в юности он помогал в овощном ларьке напротив дома устода Айни. Однажды устод подошёл к ларьку попросил, взвесит полкило чакку (твёрдого кислого молока), «За что я не брал деньги и сказал, что бы великий устод принял этот дар как знак любви читателя его книг». Айни наотрез отказался и сказал, что откажется от покупки, если продавец не возьмет его деньги. А нечестных людей он не любил и не боялся, говорит острых слов на лицо.

Был смел и отважен даже в старости, о чем говорит история, когда напал на атлетически сложенного могучего вора, забравшегося в его дом ночью. Айни остался с окрoвавленным носом, а вор сбежал. Устода самаркандцы любили. Потому, что и он любил людей высокой культуры.

Айни в Самарканде имел не только дом, но и дачу в местности Намозгох. Фруктами плодовых деревьев этой дачи пользовались дети, живущие вблизи его дачи. — Воровать – грешно, – настаивал он детям, – но можно попросить.

Именем Садриддина Айни названа одна из больших проспектов Самарканда и школа в старом городе. Каждый год 15 апреля в его доме-музее собираются почитатели писателя, и проводится «Айнихони» – «Чтение Айни», в котором участвуют школьники, студенты, учёные-филологи, писатели и поэты, и все кому дорог произведения этого великого писателя.

Многие страницы жизни Садриддина Айни ещё не описаны. Этим делом должны заниматься научные работники домов музеев писателя в Бухаре, Самарканде и в Душанбе. Например, рассказывают, что когда в Бухаре к власти пришёл Файзулло Хаджаев, он вызвал Садриддина Айни из Самарканда и предложил зайти в казну эмира и забрать золото сколько захочет. Айни отказался. Тогда ему предложил самый высокий пост после себя. Айни отказался. Тогда он сказал: — Скажите, что хотите? Айни сказал: — Документов эмиров Бухары.

Этих оставшихся документов, в котором основном были биографии эмиров, оказалось очень мало. Айни поблагодарил и уехал обратно в Самарканд и написал исторический труд «История мангитских эмиров Бухары». Насколько этот рассказ верно, должны выяснит литературоведы, но вписывается в характер великого писателя.

В старой и новой частях дома сохранились два рабочих кабинета Айни.В первом их них он работал с 1923 по 1937 годы, и написал повести и рассказы «Одина», «Дедушка-раб», «Старая школа», «Смерть ростовщика», романы «Дохунда», «Рабы» и д.р. В новом кабинете были созданы произведения «Ятим», «Герой таджикского народа Темурмалик», «Восстание Муканны», «Воспоминания» и д.р. Образ жизни писателя отличался скромностью. Предметы дореволюционного быта в сохраненных жилых комнатах исторически достоверныи типичны для традиционной таджикской и узбекской семьи. Здесь все принадлежало Айни и его семье.

Дом-музей Садриддина Айни (1878-1954), -просветителя, организатора первых новометодных школ в Бухаре, выдающегося поэта и писателя, основоположника современной таджикской и узбекской литературы, расположен в центре древнего Самарканда, недалеко от площади Регистан. Айни поселяется здесь в 1917 г., после пержитых репрессий со стороны бухарскогоэмира и переезда из Бухары в Самарканд. В этом доме, состоящем из старой (конца XVIII-начала XIX веков ) и новой (1930-е годы ) построек, писатель проживает более 35 лет.

 Страницы: 12

Перепубликация с touruz.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Хели-ски в горах Узбекистана

  Mаршруты археологических открытий

  Мрамор крепости Арк

  Бухара

  Пустыни Узбекистана

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU