|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Ханака, ханега, хонако (от перс. «хане» — «дом» и «га» — «место»), «такия» (араб.), «завия» (арабский, преимущественно в Северной Африке) – мусульманские культовые сооружения типа странноприимных домов, которые обычно являлись обителями дервишей (суфиев) и центрами пропаганды суфизма. Со временем ханака превратились в комплексные сооружения (иногда монастырского типа), включающие кельи, мечеть, зал для радений, усыпальницу патрона и др. Развитее идеи. Прообразом ханака являлись примитивные кельи (часто подземные), дававшие приют паломникам, которые прибывали к культовым захоронениям для поклонения и уединения. Хорошо сохранившаяся подземная келья (чиллахона) 12-го столетия находится у стен Мавзолея Шейха Зайнудина в Ташкенте (Узбекистан). Развитие идеи ханака происходило там, где на местах паломничества возводились крупные сооружения: мавзолеи и мечети, имевшие пристройки для жилья в виде келий – худжр и помещение для приготовления пищи, называемое ошхона. Большинство ханака представляют собой сгруппированные вокруг центрального купольного зала или двора постройки, которые по форме, композиции и декору соответствовают особенностям архитектуры данной местности и эпохи. Появление в структурах больших купольных залов, со временем ставших непременным атрибутом ханака, объясняется, в том числе, своеобразной сакральной традицией, зародившейся в суфийских общинах X-XI вв. Эта традиция предусматривала пение и музицирование с использованием инструментов камерного звучания, рассчитанных на помещения закрытого типа (струнные – рубаб, чанг и другие; духовые – най, ударные – дойра) во время религиозных церемоний (радений) суфистов. Маджлисы (собрания) в ханака с певцами и музыкантами были одним из излюбленных видов развлечения у бухарской учащейся молодежи XIX – начала XX в. (имеются свидетельства современников, в частности, Садриддина Айни). На этой почве складывалась профессиональная специализация суфийских певцов и декламаторов – «кавваля», «закира», «хафиза», усиливалось ее художественно-музыкальное начало. Что вело к более строгой избирательности в отношении типа помещения и учету его акустических характеристик. В среднеазиатской архитектуре известны факты сознательного увеличения акустических возможностей залов ханака при помощи укладки в их стены керамических кувшинов, обращенных своими отверстиями внутрь помещения. По оценке самих суфистов ханака – это место освобождения от религиозного формализма и мистического раскрепощения духа для общения с Богом: «Входя в ханаку, суфий говорит себе: “Я пришел пожертвовать собою ради Друга”. Он видит Друга в каждом из своих собратьев-дервишей, а в жертву здесь приносится наше эго». Слияние мечети и ханаки, фактически символизировавшее слияние официальной религии и суфизма, широко наблюдается в позднесредневековый период. Здания такого типа, называвшиеся мечетями-ханака, являлись, как правило, многокамерными, что позволяло совместить в них различные функции (собственно мечети, ханаки, частично – медресе, мазара и др.). Разновидности ханака. В зависимости от первоначального ядра можно говорить о мавзолеях-ханака (Мавзолей Каффола Шоший (1542) в Ташкенте, Узбекистан), мечетях-ханака (Ходжа Зайн ад-Дин комплекс первой половины XVI в. в Бухаре, Узбекистан), и собственно ханака (Ханака Диван-беги 1619/1620 гг. в Бухаре, Узбекистан). Эта ханака, благодаря расположению и размерам (сторона квадратного купольного зала – 11,2 м) в течение столетий являлась крупным культурно-религиозным центром Бухары. Ханака Надира Диван-беги. Ханака Надира Диван-беги представляет собой прямоугольное здание с купольным крестообразным перекрытием и нетрадиционным вытянутым и узким главным порталом. Зал однокупольный с неглубокими нишами по сторонам. Ниши зала декорированы сталактитами. В углы и боковые стены здания в 2 этажа вписаны худжры. Здание имеет центральный и боковые порталы. Оформление главного портала выполнено довольно консервативно, за исключением растительного элемента в графике. Границы центрального портала выделены при помощи эпиграфического орнамента. По бокам фасад здания обрамлен башнями, срезанными на уровне стен. Дмитрий Питиримов
Перепубликация с touruz.com
| |||||||||
|