Аргентина
Аргентина
Италия
Италия
Алжир
Алжир
Венгрия
Венгрия
Камбоджа
Камбоджа
Тайвань
Тайвань
ЮАР
ЮАР
Казахстан
Казахстан
Парагвай
Парагвай
Нигерия
Нигерия
Лесото
Лесото
Сингапур
Сингапур
Мартиника
Мартиника
Аруба
Аруба

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Театр чудес

Театр чудес

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1

Много столетий на шумных базарах и многолюдных площадях Узбекистана выступали бродячие кукловоды, радуя своими незамысловатыми спектаклями взрослых и детей. Во время массовых народных гуляний или проведения значимых праздников этот вид народного театра был одним из самых ярких и любимых развлечений. Его трогательность и преимущество в том, что каждый зритель видит, как безжизненная кукла, плача и смеясь, оживает в руках настоящего мастера.

Национальная кукла – это уникальный образ, помогающий познать богатую культуру и древние традиции узбекского народа. Их изготовление относится к одному из промыслов народного искусства, имеющего многовековую историю. Кукольных дел мастера стремились вложить в свое произведение душу и старались передать определенный характер. Для этого они использовали самые различные натуральные материалы: дерево, глину, солому, шерсть, кожу, а одежда шилась в национальном стиле из домотканых лоскутов.

Традиционные куклы-марионетки Узбекистана

В XIX веке в Ташкенте и Ферганской долине появились куклы, головы которых делались из расписного папье-маше или фарфора. Процесс изготовления считался очень ответственным, он проходил под руководством главного кукольника. Но оживлять застывших кукол, думать и чувствовать – талант народного актера. Он совершает настоящее чудо, показывая посредством кукол многообразие человеческой жизни, ее нравы и обычаи.

Узбекские народные кукольники выступали в двух основных жанрах: театр ручных кукол «чодир жамол» и театр марионеток «чодир хаел». Актеры «чодир жамол» давали свои представления, используя перчаточных кукол, надеваемых на руку. Это был самый простой и понятный всем вид народного театра. Зрелище проходило днем на улицах и было доступно любому прохожему. Сюжеты для спектаклей были незамысловаты и почерпнуты из повседневной жизни, в центре всех комедийных эпизодов был смуглолицый жизнерадостный герой, выходец из народа, борец за правду и справедливость. Вторым основным персонажем была его жена – молодая, красивая и жизнерадостная женщина. В театре ручных кукол их использовалось не более двадцати, один актер мог воспроизвести голоса мужчины и женщины, старика и ребенка. Искрометный юмор и традиции «площадного» театра, пройдя через века, и сегодня радуют современного зрителя. Название традиционного узбекского театра «чодир хаел» переводится как «шатер мечтаний, фантазий». Такое название он получил потому, что в этих спектаклях разыгрывались мифологические сюжеты или сцены из народных эпосов. Куклы двигались при помощи ниток или появлялись из-под сцены на шестах. Представления проходили только вечером, их сопровождали несложные световые и шумовые эффекты. Все это очаровывало зрителя и создавало у него иллюзию, что куклы двигаются сами по себе. Они были намного сложнее и разнообразнее перчаточных кукол. Помимо вымышленных и символичных героев в этом театре были и конкретные исторические персонажи. Отличительной особенностью и традицией было то, что в «чодир хаел» куклы были разных размеров. В одном представлении, которое иногда длилось до 3-4 часов, участвовало до 40-50 кукол, длинный и сложный спектакль с таким количеством персонажей исполняли всего три актера. Один из них сидел недалеко от сцены, вел диалог с героями и пел или играл на народных инструментах – дойре, сурнае и др. На протяжении всего представления артисты, одновременно управлявшие 8-10 куклами, демонстрировали небывалую виртуозность и высокую технику владения искусством театра марионеток.

Установить точное время возникновения народного театра кукол практически невозможно. Но уже в VIII-IX веках кукольники Центральной Азии узаконили свое искусство в ремесленном уставе «Рисола», который гласил: «Кукла появляется, поиграет немного и исчезает, подобно человеку, который рождается, поживет на этом свете и уходит в небытие». Великие просветители средневекового Востока, такие, как Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур, Омар Хайям, описывали театр кукол как наиболее поучительное, развитое и любимое искусство среди простого люда и знати. Народный кукольный театр во все времена был и остается настоящим театром чудес, представления которого заставляют зрителя сопереживать, страдать и радоваться вместе с оживающими в руках актера куклами

 Страницы: 1

Перепубликация с touruz.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Кружево металла

  Праздники Узбекистана

  Центр национальных искусств

  Бухарские традиции

  Звонкая песнь металла

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU