Камерун
Камерун
Зимбабве
Зимбабве
Венгрия
Венгрия
Колумбия
Колумбия
Токелау
Токелау
Киргизия
Киргизия
Панама
Панама
Казахстан
Казахстан
Ливия
Ливия
Румыния
Румыния
Тонга
Тонга
Куба
Куба
Палестина
Палестина
Свазиленд
Свазиленд

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Узбекский мужской костюм

Узбекский мужской костюм

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1

Узбекский национальный мужской костюмГоворят, гостя встречают по одежде, а провожают по уму. Действительно, одежда первое, на что мы обращаем внимание при встрече с другим человеком. И если он одет со вкусом, к лицу, то это неизменно вызывает благоприятное впечатление. А первое впечатление, как известно, самое сильное. Одеваться красиво хотят все и во все века. И даже восточные женщины-затворницы украшали свою паранджу, призванную как раз скрывать их фигуру. Узбекский национальный костюм, развиваясь в общем русле восточной одежды, в то же время имеет свои самобытные, неповторимые черты. И современный халат уже не совсем то одеяние, каким оно было, скажем, сто лет назад. А вообще слово халат известно на Западе еще со времен монгольского нашествия и даже вошло в лексикон некоторых народов. Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха - куйлак, которая вначале имела длину ниже колен, а потом ее укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха - яхтак. Ее шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк.

Пожалуй, самой незамысловатой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

Мужской халат, или чапан, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты шили в зависимости от времени года без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки.

Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду бухарского эмира и знати. Наиболее распространенными были золотошвейные халаты, которыми повелитель одаривал своих приближенных, и сам охотно получал подобные подарки. Вышивка золотом исполнялась по шелку и бархату, а орнамент шитья был почти сплошь растительный, редко - геометрический. Надо отметить, что золотошвейное искусство в Бухаре в старину было делом исключительно мужским и в основном придворным. Золотой нитью вышивали не только халаты, но и тюбетейки, обувь. Сегодня золотошвейный халат - зарчапон и чалма из золотой или серебряной парчи стали непременными деталями мужского свадебного костюма. Обычным атрибутом мужской национальной одежды служит кушак - бельбог, представляющий квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом. Обычно мужчины носили темную одежду, но бельбог, который повязывали вокруг талии, предпочитали ярких тонов. Особенно нарядными были пояса на парадной одежде - бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками.

Узбекская тюбетейкаМужской костюм дополнял головной убор - кулох или тюбетейка-дуппи. В обычае носить тюбетейку свою роль сыграл ислам, который запрещал правоверным выходить из дома с непокрытой головой. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для нее характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца "калампир" на черном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Без такой тюбетейки ни один мужчина не появится в мечети, не придет на похороны или свадьбу. В Ташкенте до сих пор популярны мужские тюбетейки из хлопчатобумажной или бархатной ткани темно-зеленого, синего или черного цвета на подкладке, простеганные вручную или на швейной машине. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины. Пожалуй, наиболее древняя традиционная одежда женщин-узбечек это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были в форме туники, длинные, до щиколоток, прямые, иногда расширяющиеся книзу. В Бухарском и Самаркандском оазисах края ворота платьев с вертикальным вырезом обшивали тесьмой из золотого шитья кешкурта и украшали вышивкой. Рукава делали прямыми и длинными, закрывающими кисть. Позже, в конце XIX века, появились платья с отрезной кокеткой и платья со стоячим воротником и рукавами с манжетами. И до настоящего времени эти платья из знаменитого хан-атласа или яркого шелка являются основной формой национального костюма.

 Страницы: 1

Перепубликация с www.sairamtour.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Бухара

  Подножье Великого

  Возрождение древних промыслов Узбекистана

  Древний Термез

  Омар Хайям

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU