Джибути
Джибути
Чехия
Чехия
Мьянма
Мьянма
Мозамбик
Мозамбик
Сенегал
Сенегал
Япония
Япония
Вьетнам
Вьетнам
Казахстан
Казахстан
Палау
Палау
Вануату
Вануату
Белиз
Белиз
Норвегия
Норвегия
Малайзия
Малайзия
Свазиленд
Свазиленд

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Пайкенд

Пайкенд

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Городище ПайкендГородище Пайкенд расположенное в 60 км к юго-западу от Бухары, занимает площадь около 20 га. Масштабные археологические изыскания на территории городища были осуществлены в начале 80-х годов XX в. Главенствующее положение в этом городе занимала квадратная цитадель (около 1 га) — внутренняя крепость, в которой находились дворец правителя, храмы и административные здания. Считается, что первое поселение на месте цитадели было основано еще в IV в. до н.э. К цитадели примыкали городские территории: Шахристан1 (около 12 га), который обживался во второй половине V в. н.э. при эфталитах, и Шахристан2 (ок. 7 га), который появился в конце V — начале VI вв. н.э. Город, включая оба шахристана был окружен крепостными стенами с башнями. К северу от городища находился некрополь с зороастрийскими погребальными сооружениями — наусами и хумными захоронениями. В пригородной зоне обнаружено несколько кварталов строений, включавших десятки каравансараев VII, IX, XII вв. н.э.

В раннем средневековье Пайкенд был независимой купеческой республикой и славился своим богатством. С наступлением эпохи Ислама, Пайкенд сохранил свое значение, как один из крупнейших центров караванной торговли на Великом Шелковом Пути. А многочисленные караван-сараи, построенные у стен города, использовались в зимнее время для сбора дружин газиев — мусульманских борцов за веру. Однако постепенно Пайкенд превратился во второстепенный ремесленный центр. В начале XI века город в результате изменения режима протоков Зарафшана лишился воды и был покинут жителями. В начале XII века караханидский правитель Арслан-хан пытался восстановить город и наладить в нем жизнь. Подтверждением тому могут служить обнаруженные здесь исследователями следы его частичного кратковременного обживания. Была предпринята попытка восстановления водоснабжения города, которой не суждено было осуществиться. После неудачных попыток в области реконструкции мелиоративных сооружений город опустел окончательно.

По сведениям Табари (историк X в.), арабы наместника Хорасана Кутейбы ибн Муслима, переправившись через Амударью, двинулся на Пайкенд, который считался в то время одним из самых цветущих и богатых городов Среднеазиатского Двуречья. Его называли не только «городом купцов», но также и «меднобронным городом», так как он имел сильно укрепленную цитадель. Здесь армия Кутейбы впервые встретила упорное сопротивление согдийцев, которые даже смогли окружить арабское войско. Осада Пайкенда продолжалась, по некоторым сведениям, 50 дней, по другим — 10 месяцев. В конце концов, город был захвачен. Не успел Кутейба отойти и пяти фарсахов, около 30 км, от Пайкенда, как жители города восстали и перебили арабский гарнизон. Захватив Пайкенд вторично, Кутейба разрушил его до основания, перебил всех мужчин, а женщин и детей обратил в рабство.

Городище Пайкенд

Среди археологических памятников Мавераннахра IX-X веков городище Пайкенд известен своей керамикой, в которой необычайно велик процент резной и штампованной керамики. Количество же глазурованной посуды в Пайкенде невелико. Это объясняется тем, что недостаток парадной глазурованной керамики восполнялся сосудами со штампованной и резной орнаментацией, подражавшими дорогой металлической посуде. Примечательно, что желание воспроизвести металлический прототип приводило к тому, что на глиняных сосудах изображались даже заклепки. Помимо керамики, здесь было обнаружено много интересных археологических и архитектурных памятников, древних произведений искусства, образцов оружия и других предметов, представляющих историческую ценность.

Так, например, на территории цитадели было найдено двухкомнатное зороастрийское святилище, обведенное коридорами, которое функционировало с начала н.э. и до прихода Ислама. В расположенном рядом с капищем помещении были обнаружены буллы — оттиски на глине с изображениями всадников. Образы обожествленных предков в виде всадников были в большом почтении у кочевых народов Хорезма, Согда и Бактрии. Они в большом количестве были найдены на территории этих древних государств в виде настенных росписей, оттисков на монетах, выгравированными на печатях и поясных пряжках а также на украшениях из кости и т.п.).

В одном из помещений (видимо, парадном зале) цитадели в 1989 году была расчищена настенная роспись V — начала VI веков н.э. с профильным изображением мужского персонажа с ритоном — рогом для возлияний в руке.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Коротко о истории Узбекистана

  Дом-музей Юнуса Раджабий

  По пути в страну тюрок

  Узбекские ковры

  Комплекс Шейхантаур

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU