Лаос
Лаос
Гонконг
Гонконг
Финляндия
Финляндия
Сербия
Сербия
Уругвай
Уругвай
Боливия
Боливия
Чили
Чили
Иран
Иран
Реюньон
Реюньон
Руанда
Руанда
Лесото
Лесото
Того
Того
Армения
Армения
Чад
Чад

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Блистательный Самарканд

Блистательный Самарканд

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Некрополь Шахи-Зинда в СамаркандеОдин из древнейших городов мира, он был Маракандом в середине 1 тысячелетия до н. э., легендарным согдийским Афрасиабом, несчастным Самаркандом времени Чингисхана. И стал Великим Самаркандом "Железного Хромца" Тимура - "сотрясателя вселенной", неграмотного покровителя наук, знатока медицины, теологии и шахмат... И его внука Улугбека - книгочея, математика, астронома и поэта.

Соперник Дамаска, Каира, Багдада, именно при Тимуридах Самарканд вступает в пору невиданного расцвета. В XIV- XV вв. возводятся цитадель и крепостные стены, пробиваются большие улицы, возникают грандиозные архитектурные ансамбли и складывается особый монументальный стиль города. По периметру он опоясывается кольцом из тринадцати гигантских парков и садов, где, по рассказам современников, "потерявшуюся однажды лошадь искали полгода". И этот период наиболее интересен в архитектурной летописи Самарканда.

На южном склоне городища Афрасиаб, вдоль узкой дорожки, спускающейся по оплыву его крепостной стены, протянулся уникальный некрополь: Шахи-Зинда, кладбище-улица, образованная стоящими с обеих сторон мечетями и мавзолеями XI-XV вв. Говорят, что с воздуха ансамбль напоминает растянувшуюся по склону процессию людей в голубых шапках, или брошенное в сожженную солнцем траву голубое ожерелье, А когда бродишь среди его разнообразных, но удивительно гармоничных, соразмерных человеку мавзолеев, его сверкающих синим и голубым стен, по которым, обгоняя солнечных зайчиков, бегут золотые, белые, зеленые узоры мозаик, начисто забываешь, что перед тобой усыпальницы, и кажется - вокруг страна резных игрушек.

Еще дальше к центру города, при новом подъеме в гору над головой гигантским силуэтом вырастают останки мечети Биби-ханым, чей купол сравнивали с небесным сводом, а арку портала с Млечным Путем. По приказу Тимура она возводилась как самое большое здание Востока. В грязи и крови, пленными мастерами разных стран создавалась эта легенда Азии. План деспота удался, но спешка и непомерные размеры трех залов привели к неминуемым обрушениям еще при жизни правителя остальное довершили землетрясения. Жаль: величие и богатство мечети, каждая пядь которой украшалась наборами глазурованных кирпичей, майоликой, мозаикой, резьбой по мрамору, росписью и позолотой, было сказочным. Даже нашему глазу, избалованному масштабами современных городов, останки Биби-ханым кажутся грандиозными, И невольно закрадывается мысль: что еще потребовал бы соорудить Тимур, знай его мастера технику панельного строительства?

Мавзолей Гур - Эмир в СамаркандеА сам завоеватель нашел покой в одной из лучших усыпальниц Востока, "могиле повелителя" - мавзолее Тимуридов Гур-Эмир. Издали он похож на голубой тюльпан, плотно сложивший свои лепестки. Удлиненный ребристый купол мавзолея, как нераскрывшийся бутон, слегка нависает над крепким стеблем барабана, поставленного на многогранник. И весь мавзолей пример гармонии и соразмерности, встречающейся разве что в природе. Панели стен внутри усыпальницы набраны из желто-зеленого ониксовидного мрамора и расписаны синей краской с золотом. Орнамент и соотношение росписи продуманы, чтобы создать эффект мерцания и воздушности подкупольного пространства. А много ниже, под полом, находится склеп с захоронениями учителя Тимура, самого правителя и его потомков. Когда в июне 1941 года вскрывали могилу Великого Завоевателя, перед самой операцией к ученым пришли несколько старых узбеков и попросили оставить ее в покое, показывали старые книги, убеждали не тревожить захороненный там же дух войны. Их рассказам посмеялись. И когда сдвинули в сторону тяжелую отделанную ониксом плиту, от простого деревянного гроба из арчи хлынул невероятно пьянящий аромат розы, ладана и камфары. Работы прервали - нахождение рядом вызывало головную боль и дурноту и над куполом мавзолея еще несколько дней стоял "смолистый волнующий запах". Вот так закончилась еще одна азиатская легенда. Впрочем... наутро после вскрытия могилы, 22 июня, началась война... "Восток дело тонкое".

Самарканд поражает убранством зданий-памятников. Именно здесь можно видеть, как искусство глазурованных облицовок достигает апогея и, кажется, можно утверждать, что перепробованы все технологические возможности этого вида убранства. Ни малейшей поверхности без декора. И такого безудержного обилия многоцветных глазурованных облицовок и орнаментальных росписей с позолотой не знает ни одна архитектура ни до, ни после XV в. Правда, кроме медресе ТилляКари XVII века.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Растительный и животный мир Узбекистана

  Мрамор крепости Арк

  Наследники ферганских оружейников

  Узбекские ковры

  Родники духовности и света в Узбекистане

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU