Дания
Дания
Германия
Германия
Сербия
Сербия
Тонга
Тонга
Индонезия
Индонезия
Габон
Габон
Лаос
Лаос
Венгрия
Венгрия
Майотта
Майотта
Венесуэла
Венесуэла
Филиппины
Филиппины
Вьетнам
Вьетнам
Реюньон
Реюньон
Бангладеш
Бангладеш

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Туркменистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Заповедник Репетек

Заповедник Капланкыр

Бадхызский заповедник

Хребет Копетдаг

Хребет Большой Балхан

Пустыня Каракум

Плато Капланкыр

Возвышенность Бадхыз

Природные памятники Кугитанга

Мавзолей Мухаммеда Ибн Зейда

Мавзолей Султана Санджара

Древний Мерв - жемчужина Востока

Ансамбль мечети в Анау

Абиверд - средневековый город

Мавзолей Текеша в Куня-Ургенче


Туркменистан - Искусство бахши

Искусство бахши

  

Подраздел: Cтатьи о Туркменистане | Туркменистан
Страницы: 1

Искусство бахшиТуркменское национальное искусство непременно связано с игрой на дутаре и человеком, который эту игру исполняет. Его называют бахши. Бахши, однако, не только играет на дутаре, его основной задачей является пение. Сильный голос и тихий мерный звук дутара - главные атрибуты народного исполнителя, без участия которого не обходится ни одно массовое гуляние. Искусство бахши, являясь образцом высокого профессионализма, во все времена пользовалось в Туркменистане особым почетом и уважением.

К приезду бахши люди всегда готовятся заранее. Они узнают, кто из знаменитых исполнителей к ним собирается приехать, чтобы быть готовыми к тому, какие вопросы ему можно задать, в каком месте лучше провести встречу, что лучше подать в качастве угощения. Будущие слушатели на площади расстилают большой ковер, в середине разводят костер, который в течение ночи и до самого утра будет единственным источником света для всех собравшихся. В нескольких метрах от костра расстилают скатерть с угощением. Почти 200 человек собираются здесь, чтобы убедиться в несомненной искусности народного сказителя и насладиться его безупречной манерой игры.

Мусульманский обычай определил бахши особый стиль одежды. Они носят дон (толстый халат на вате), тельпек (шапка из шерсти белого и черного баранов), белую рубашку, на ногах сапоги из мягкой кожи и широкие штаны, для того, чтобы удобно было сидеть по-турецки (айбогдаш). Во время своих путешествий бахши могут пить только ту воду, которую они взяли из своего колодца, а есть только из той посуды, которую привезли с собой из дома.

В пять-шесть часов вечера начинается «концерт», который заканчивается лишь к восьми-девяти часам утра. Всю ночь радует бахши людей своим талантом, делая лишь редкие перерывы (по 15 минут каждые 2 часа), во время которых люди могут спросить певца о том, что их интересует. Везде музыканта сопровождает его верный помощник, который знает все его вкусы и привычки. И так проходит вся ночь. Вся степь умолкает в это время, и тишина прерывается лишь сильным голосом певца и нежными звуками дутара.

Искусство бахши Асгар Баллиев - самый выдающийся виртуоз игры на дутаре. Он всегда говорил, что каждый, самый на первый взгляд незначительный звук должен глубоко проникнуть в душу слушателя. В свое время он был великим человеком, познавшим секрет исполнения туркменской музыки и сумевшим донести свое творчество до обычных людей, которых бог не одарил таким талантом. Его сын Тиркеш Асгаров также продолжил дело отца, но пошел он немного по другому, «своему» пути. Он стал известным виртуозом игры на дилли-туйдуке и дутаре. Но в процессе этой деятельности он открыл секрет древних мастеров, изготавливавших дутары. Все дело было микроскопических канальцах, по которым в живом дереве перемещаются соки.

В древесине современных инструментов эти поры закрыты, а в старинных - открыты. От состояния канальцев зависят резонансные качества дерева. Тиркеш познал этот секрет и стал превосходным мастером по настройке и ремонту дутаров. Тиркеш разработал новый метод, сохраняющий поры открытыми. Он научился чувствовать инструмент, знать, что ему нужно для хорошей работы. Видимо это чувство и позволило Тиркешу добиться успеха в этой области. Позднее он создал так называемый электродутар, в который вмонтировал микрофон. Однако не все бахши смогли понять и познать искусство игры на таком, новом для них и их сознания, инструменте.

В музыке бахши отражаются наиболее яркие черты национального музыкального искусства, а точнее всего творческого мышления туркменского народа. Многие туркменские народные инструменты сегодня звучат в составе различных музыкальных оркестров, а дутар по-прежнему является неотъемлемой частью национальной музыки.

Сегодня дутаристы исполняют не только туркменскую музыку, но также музыку других народов, русскую и европейскую классику, внося неповторимое своеобразие в концертные программы. Идя в ногу со временем, искусство бахши черпает из окружающего мира новые мелодии и обогащается новым содержанием, не переставая быть для слушателя тем немногим, что может скрасить жизнь в трудные минуты.

 Страницы: 1

Перепубликация с www.centralasia-travel.com


С этой статьей о Туркменистане также читали:

  Эпоха Туркменбаши Великого

  Ковроткачество Туркменистана

  Искусство бахши

  Древняя страна Маргуш

  От золота осени - к серебру зимы в Туркменистане

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU