|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Турция: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Новый год и Рождество в Турции Брак с иностранцем. Сказка ли это? Гранат, Крепость коз и баня Полиция Турции Здравоохранение в Турции Аквапарки в Турции Каппадокия – страна чистокровных лошадей Сельге – античный город в горах Тавра Древний город Летоон Древний город Аспендос Архитектура древнего Аспендоса Олимпос Агва Шиле Восьмое чудо света-Памуккале |
В 1850-х гг. местные армяне создали ряд новых театральных трупп, их деятельность привела к созданию в 1868 г. первого профессионального турецкого театра, который стал заметным явлением в истории культуры страны. Это был театр европейского типа, в закрытом помещении, на сцене которого разыгрывались пьесы. Знаменательным явлением было создание в 1868 г. турецкого национального театра «Шарк тиятросу» («Восточный театр») в квартале Стамбула Гедик-паша (поэтому театр известен также под названием «Гедик-паша тиятросу»). Его основатель и руководитель армянин Агоп Вартовьян (1840-1891), которого турки звали Гюллю Агоп (гюль по-турецки - роза, варт по-армянски - роза), видный артист, режиссер, переводчик, много сделал для развития театрального искусства. Другое распространенное название театра - Османский театр («Османлы тийатросу»). Первые турецкие артисты выросли на сцене этого театра. В работе театра принимали участие ведущие прогрессивные общественные деятели и писатели XIX в. В театре шли оригинальные пьесы: Намыка Кемаля - «Родина», Шамсед-диыа Сами - «Верность слову», отображающая жизнь крестьян Албании, а также пьесы Эбуэии Тевфик-бея и Ахмеда Мидхата, направленные против деспотических феодально-мусульманских устоев в жизни общества и в быту. Кроме того, в репертуар включались произведения Мольера, Шиллера, Гюго, Дюма-отца и других западных авторов. Большую роль в театральной жизни Турции до начала XX в. играла комедийно-драматическая труппа режиссера Мартироса Манакьяна (1839-1920), артиста, режиссера и переводчика. Его труппа совершила многочисленные турне по городам Турции, показывая мелодрамы и комедии, а также знакомя население страны с драматургией Мольера, Шиллера и др. В истории турецкого театра значительное место занял «Тулуат» - «Театр импровизации» (т. е. театр без суфлера), созданный актерами, уволенными из театра «Гедик-паша». «Тулуат» вобрал в себя некоторые черты народного театрального зрелища «Орта ойну». Поэтому его называли также «театром на подмостках». Первая известная труппа «Тулуат» возглавлялась антрепренером и талантливым артистом Абдуррезак-эфенди. Позднее были созданы труппы Шевки, Кель Хасана и др. Спектакли «Тулуат» пользовались большим успехом. Из этих театров вышли выдающиеся артисты: Нашит-бей, Хамди, Мукбиль Салих, Сайт, Мехмед Али-эфенди и знаменитый комик Али Риза. Привлекает внимание как прогрессивное явление в культуре основание в сезон 1872-1873 гг. турецкими общественными деятелями Комитета содействия османскому театру. Цель Комитета способствовать развитию турецкого театрального искусства и оказывать помощь Османскому театру. Инициатива создания Комитета принадлежала сыну министра финансов, 36-летнему крупному чиновнику Ибрахиму Халет-бею. В молодости он был прогрессивным журналистом. Основал Комитет сын бывшего министра Нури-бей. Он служил в Бюро переводчиков, а затем в Министерстве иностранных дел. Нури-бей был сторонником реформ, примыкал к нелегальному обществу «Новых османов»; вместе с Намык Кемалем и Зия-беем, спасаясь от преследования властей, эмигрировал в Париж. Во французской столице и в Лондоне он прожил несколько лет. По возвращении на родину подвергался преследованиям властей, сидел в тюрьме. Одним из членов Комитета содействия османскому театру был 30-летний Мехмет Али-беи, занимавший крупные посты в турецкой провинциальной администрации, включая и должность вали Трабзона. Он также прошел школу Бюро переводчиков. Али-беи был не только чиновником, но и писателем, драматургом, поклонником западноевропейской культуры. Председателем Комитета стал Мехмед Рашид-паша, крупный сановник, министр общественных работ. Приведенные факты дают основание утверждать, что к культурному прогрессу и преобразованиям стремились и некоторые видные сановники. Однако профессиональный турецкий театр был закрыт в эпоху деспотии Абдул Хамида II в 1885 г. по специальному указу султана.
Перепубликация с stanbul.ru
| |||||||||
|