Замбия
Замбия
Пакистан
Пакистан
Румыния
Румыния
Суринам
Суринам
Сальвадор
Сальвадор
Реюньон
Реюньон
Литва
Литва
Дания
Дания
Ямайка
Ямайка
Ливия
Ливия
Парагвай
Парагвай
Бенин
Бенин
Гваделупа
Гваделупа
Алжир
Алжир

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Танзания:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Мафия

Танганьика

В Великой Рифтовой Долине

Национальный парк Тарангире

Национальный парк Руаха

Микуми

Килва-Кисивани

Селус

Заповедник Саадани

«Восьмое чудо света»

Город Занзибар

Дар-эс-Салам — бывшая столица Танзании

Город Дар-эс-Салам

Здесь я оставил свое сердце

Аруша


Танзания - Под парусами экологической этики

Под парусами экологической этики

  

Подраздел: Cтатьи о Танзании | Танзания
Страницы: 123

Как и многие красочные названия отдаленных мест, слово "Занзибар" — у всех на слуху, но не ассоциируется ни с чем конкретным, а, скорее, навевает смутные грезы о "чудо-острове". Конечно, реальный архипелаг в Индийском океане — это не только буйные краски и царство экзотики, но и повседневные проблемы. Правда, здесь они порой решаются весьма оригинально…

Скоростной паром между материком и Занзибаром стремительно несется по океанским волнам. Пассажиров на борту — полно, причем их расовая принадлежность с трудом поддается определению "на глаз". Одними чертами они похожи на африканцев, другими — на арабов, а часто все эти черты перемешиваются и сливаются воедино. Как бы для полной путаницы, в толпе мелькают индийские наряды…

минарет Стоун ТаунаТакой этновинегрет характерен для Занзибарского архипелага. Торговые отношения, которые веками связывали его с другими побережьями Индийского океана, логическим образом привели и к отношениям личным между местными и "гостями" — в массовом масштабе. В результате возникло уникальное островное сообщество из десятков и сотен составных "частиц", объединенных лишь общим языком, суахили.

Ближе к островам ход парома замедляется. На горизонте из переливающихся солнечных бликов вырастает линия пальмовых крон, затем возникают минареты Стоун Тауна и наконец — белизна роскошных зданий времен султаната.

"Раньше, — говорит Саид, подливая нам чаю со специями, — как раз в такую рань, как сейчас, повсюду в городе гремели колокольчики продавцов кофе. Каждый уважающий себя занзибарец начинал день с чашки мокко, выпитой у дверей собственного дома". Саиду около семидесяти, и "раньше" означает для него — при монархии, до революции 1964 года.

В самом деле, арабский обычай начинать день с крепкого кофе, наверное, хорошо "вписывался" в эти узкие улочки, которые вызывают ассоциации со столь далекими отсюда старыми городскими кварталами Туниса и Марокко. Но сегодня черный мокко уступил место растворимой бурде под названием "африкофе". Крупных арабских торговцев тоже не осталось — за минувшие сорок лет черты канувшей "изящной эпохи" почти исчезли из памяти Занзибара. Их можно сегодня уловить лишь в архитектуре: дома из белой коралловой извести, с их богато украшенными дверями — совершенно необычное для Африки зрелище. Особенно заметен былой придворный блеск в облике Бей-эль-Аджаиба, Дома чудес, — султанского дворца XIX века. Теперь там музей.

Впрочем, величественные памятники способны напомнить не только о славных временах, когда было принято говорить, что "вся восточная Африка пляшет под занзибарскую дудку", но и о главном историческом качестве "африканской Венеции": космополитизме во всем. В еде, в традициях, в религии. Башни двух церквей и индусского храма взмывают в небо над Занзибар-сити (Стоун Таун представляет собой его исторический центр) параллельно минаретам мечетей… Хотя последних, конечно, все же гораздо больше: "главной верой" на архипелаге остается ислам, привезенный сюда, как и на все земли суахили, арабскими купцами. Он фактически определяет и направляет общественную жизнь, хотя африканское начало примешивается и тут. Скажем, женщины Занзибара не носят простых платков или черной чадры, а целиком закутываются в пестрые ткани, канги, завезенные из внутренних районов Танзании. А кое-кто и вовсе продолжает заклинать духов природы и демонов (это при том, что, по официальным данным, 98 процентов населения — мусульмане!). Так, говорят, что в 1972, 1980, 1995, 2000 и 2001 годах фиксировались вспышки особой активности некоего демона по имени Попобава, известного своей склонностью к развратным действиям в отношении мужчин. Сознательные люди даже благоразумно ложились спать прямо на улице...

От султана до республики

Цивилизация людей, говоривших на суахили, возникла в XI веке. Именно тогда племена восточного берега Африки ("суахили" происходит от арабского "сахиль", "берег") включились в оживленную торговлю на Индийском океане. Она быстро "привела" их и на Аравийский полуостров, и в Персию, и в Индию, и даже в Китай. Ясно, что и персидские, и арабские купцы, с которыми суахили завязали тесные отношения, активно селились на их землях. Тогда же произошло и заселение Занзибара, которым изначально правили именно династии суахили. Позднее, в XVI веке их сменили португальские колонизаторы, а тех, в свою очередь, вытеснили те же арабы из Оманского султаната.

 Страницы: 123

С этой статьей о Танзании также читали:

  Национальные особенности Танзании

  Остров Пемба

  Две столицы Танзании

  Национальные парки и заповедники в Танзании

  Население Танзании

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU