|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: О стране Все статьи Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
После арабского завоевания таджикского народа в начале VII века н.э. все существовавшие в то время религиозные культы исповедуемыми их предками - зороастризм, манихейство, буддизм, индуизм, иудаизм, а также христианство несторианского толка были вытеснены исламом. К середине XI века процессы исламизации населения были практически завершены. Уже в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе возникло несколько направлений, главными из которых, существующими и в настоящее время, являются суннизм и шиизм. В Таджикистане подавляющая часть таджиков исповедует ислам суннитского толка (80%). Последователи шиизма (5%) - шииты (от арабского «шиат Али» - «партия Али») - признают законным преемником пророка Мухаммада только четвертого халифа Али ибн Абу Талиба (656-661 гг.; двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада) и его потомков. Уже в VIII веке шииты раскололись на несколько сект. Из них на территории Таджикистана, преимущественно в Горном Бадахшане, наиболее распространена секта исмаилитов («исмаилийа»). Свое название она получила от имени Исмаила (умер в 762 году), сына шестого имама - главы шиитской общины, Джафара ас-Садика. Главой - имамом общины исмаилитов в настоящее время является принц Карим Ага-хан IV (родился в 1936 году в Женеве, в Швейцарии; постоянно проживает во Франции). Важную роль в распространении ислама среди таджикского населения сыграла деятельность проповедников-суфиев, принадлежащих к различным мистико-аскетическим направлениям ислама («тасаввуф» или суфизм). Уже в ХI-ХП веках возникают суфийские братства или ордена, во главе которых стояли пиры и ишаны. Некоторые из этих орденов существуют и действуют и в настоящее время. Из них наибольший след в истории ислама в Таджикистане и других государств Центральной Азии составили ордена: накшбандия, кубравия, кадирия, ясавийа. Проживающие в Таджикистане русские исповедуют православие - одно из главных направлений в христианстве, окончательно оформившееся еще в 1054 году. Таджикистан – сегодня единственная страна в СНГ, где властями официально признана и зарегистрирована исламская партия. Отмечается активизация мусульманского образования в Таджикистане, и развития в обществе альтернативных духовных ценностей, в частности принципов интернационализма и национальной культуры. В средних школах страны вводится обязательный предмет по истории ислама, который будет введен в 2006-2007 гг. объясняющий сущность религии, ее положительные стороны и уважение к гражданскому обществу, формируя тем самым новое толерантное поколение. В стране планируется введение специальных программ по укреплению основ модернизированного Ислама, приемлющего иные ценности и светский характер государства. Однако это вовсе не значит, что светская власть допускает процесс активной исламизации населения. Президент страны неоднократно требовал, чтобы религиозные деятели прекратили завлекать в молельные дома молодежь и не вмешивались в государственную политику. Несмотря на это, за последние десятилетия число больших и малых мечетей в стране с каждым годом растет, и их число достигло нескольких тысяч. В стране наблюдается очищение веры от чужеродных примесей. Если раньше многие мусульмане просто соблюдали основные каноны религии, ведя светский образ жизни, то теперь значительная часть начинает вести исламский образ жизни — делают пятикратный намаз и обязательную пятничную молитву в мечети, заставляют своих родных и близких жить по нормам Шариата. Большая часть бывших коммунистов-партработников, представители интеллигенции замечены в посещении мечетей и религиозных мероприятий. Официально действующая Партия исламского возрождения, выступает за усиление роли ислама в обществе. Уже сейчас она стала второй по численности (30 тысяч человек) партией страны, обойдя коммунистов. На этом фоне особняком стоит часть населения страны, проживающая в Горно-бадахшанской автономной области (восточный Таджикистан), которая почти не признает ни консервативных исламистов юга, ни западных миссионеров. Они считают себя «памирцами» (не таджиками) и являются приверженцами особого течения в исламе — исмаилизма (одна из ветвей шиизма), считая своим пророком Али, дядю пророка Мухаммада. Исмаилиты отличаются тем, что придерживаются модернизма в Исламе, адаптируя его каноны к «изменениям в мире».
Перепубликация с www.easttime.ru
| |||||||||
|