|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: О стране Все статьи Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
В некотором отдалении от Пенджикента, но в пределах Согдийского района, расположен архитектурный комплекс Хазрати-Бобо (кишлак Чорку, г. Исфара). Отсюда еще одно название комплекса – «Мавзолей Чорку». В комплекс входят культовые сооружения, разные по времени постройки, но объединенные одной особенностью: все они размещёны фасадом на север. Главным считается мавзолей некоего святого, которого местное население называет по-разному «Хаст-и-Подшох», «Хаст-и-Амир», «Амир Хамза Сохибкирон» (Сохибкирон – означает «Господин счастливого сочетания звёзд»). Согласно местной легенде, мавзолей был возведен за одну ночь, и в нем якобы погребён святой Хазрати-Бобо, легендарный герой, полководец и царь Амир Хамза Сохибкирон (Амир Хамза Хасти Подшох). Весь комплекс представляет собой уникальный памятник средневековой архитектуры и состоит из двух типов построек. Первичное здание – X–XII веков – деревянный мавзолей (мазар), с айваном (навесом) на резных колоннах, украшенных куфическим надписями и орнаментальной резьбой. Всего резных деревянных колонн, поддерживающих постройку – семь. Они уникальной формы, высотой около 2,5 м. Каждая колонна выполнена из цельного ствола дерева и покрыта орнаментом. Орнамент на всех деревянных деталях разнообразен по характеру – это растительные, геометрические, зооморфные фигуры и узоры. Причем, деревянные носители украшены совершенно непонятными животными, напоминающими птиц, змей, рыб одновременно. Возможно, это связано с религиозными верованиями древних таджиков о переселении душ. В мазар ведут две входные двери: одна – с севера, над ней каллиграфически вписаны изречения из Корана, а также дата ремонта – 1321 год Хиджры (1903–1904 годы). Дверь была заложена декоративной решёткой, за которой верующие должны были выполнять соответствующие обряды. Другая дверь, ведущая с юго-запада, была предназначена для шейха. В центре помещения расположена могила «святого». Второй тип построек «Хазрати-Бобо» – более поздний. Комната с четырехколонным айваном (слева от мазара) датируется XVIII–XIX веком. Стены и потолок также расписаны и отделаны декором. Это место, судя по всему, служило ночлегом паломникам. Также здесь совершались некоторые обряды, например – худои (жертвоприношение). Во дворе комплекса также находится деревянный минарет в виде трёхъярусной башни. Комплекс зданий окружён глинобитным забором. По словам старейших жителей, когда–то двор мазара являлся кладбищем.
Перепубликация с www.centralasia-travel.com
| |||||||||
|