|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: О стране Все статьи Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
Культура Таджикистана - это изящное и спокойное восточное миропонимание. Во все времена таджики были привержены созиданию и творчеству, науке и просвещению, почитали независимость и добрососедское существование, как горные вершины сохраняя гордость, и стойкость во все времена. Корни культуры Таджикистана уходят в глубокую древность. На территории Таджикистана сохранились остатки поселений 6-5 вв. до н. э., глинобитных и сырцовых укреплений, найдены художественные изделия из металла, камня, терракоты I-го тысячелетия до н. э. Раскопки города Пенджикента открыли миру жилые и культовые постройки, замечательные монументальные росписи, скульптуру, относящиеся к периоду формирования феодализма (VII-VIII вв.). Наиболее значительными из сохранившихся архитектурных памятников великого наследия Таджикистана являются мавзолеи ХI – ХIV вв. находящиеся в селении Саят, в поселке Мазари-Шериф. Саят, или по-местному, Саёд, селение в Южном Таджикистане. Оно расположено в 6 километрах к югу от районного центра Шаартуз. Известно оно живописными руинами архитектурного ансамбля Хаджа Машад, возведенного в 10 – начале 12 веков. Сохранились 2 кубические купольные постройки типа мавзолеев с узорной кирпичной кладкой, связанные сквозным сводчатым проходом. К ним же относятся и памятники Гиссарской долины, мечеть в Ура-Тюбе (ХV в.). Наличие мечетей - свидетельство исповедуемой религии- ислама. Однако до прихода арабов, в начале VIII века н.э., основными религиозными культами, были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм. Со временем, все названные выше верования были постепенно вытеснены исламом. После разделения ислама на суннизм и шиизм, таджиками было выбрано первое направление. Религия таджиков определила их стремление к познанию мира через науку, литературу. Таджикский народ на протяжении тысячелетий бережно, как самое дорогое достояние, хранил свой язык, передавая его из поколения поколение. Что ты горюешь о мире? Вставай веселей, Освободись и постылую клетку разбей! - Полы души отряхни от осевшего праха, Ветром лети, где захочешь, по воле своей! Афза Кашани Во времена арабского ига, завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покоренного таджикского народа - дари. Однако, после длительной и героической борьбы язык дари вновь обрел былую значимость, на нем были созданы немеркнущие шедевры художественной литературы, научные трактаты и поэтические диваны – сборники неувядающей поэзии Востока. Зачем рожден, живешь ты для чего? О смысле назначенья своего. Раздумывай. Иначе ты - скотина В своем загоне, только и всего. Афза Кашани Период расцвета культуры Таджикистана, развитие науки, литературы, укрепление государственных устоев приходится на время правления династии Саманидов, и в особенности, одного из самых выдающихся ее представителей Исмаила Сомони. Благоприятные условия, для развития науки и культуры Таджикистана, стали почвой, на которой расцвел талант целой плеяды великих ученых, поэтов, государственных деятелей. Лучшие сыны народа, цвет нации собирались во дворце Саманидов, с которыми связан золотой век развития таджикской цивилизации. Сегодня не только таджики, но и всё человечество гордится именами родоначальника персидско-таджикской литературы Рудаки, ученых - Авиценны, Фирдоуси с его знаменитой героической поэмой "Шахнаме", мудрого визиря Балъами. Золотыми буквами вписаны в летопись человечества имена Саади, Гафиза, Джалолиддина Балхи, Носира Хисрова и многих других. Трудно представить такие науки, как астрономия, математика, естествознание, философия, без величайших открытий и достижений Омара Хайяма, Аль-Беруни, Аль-Хоразми, Имома Термизи, Закария Рози, Фароби и других. Продолжателем традиций древних и одновременно основателем новой таджикской литературы стал Садритдин Айни, осветивший различные аспекты истории, социальной, политической и культурной жизни своего народа. Современную культурную жизнь Таджикистана невозможно представить без Государственного театра оперы и балета им. Айни, таджикского театр драмы им.
| |||||||||
|