Ангилья
Ангилья
Эквадор
Эквадор
Сальвадор
Сальвадор
Гана
Гана
Индонезия
Индонезия
Мальта
Мальта
Норвегия
Норвегия
Египет
Египет
Индия
Индия
Мозамбик
Мозамбик
Бразилия
Бразилия
Фиджи
Фиджи
Чехия
Чехия
Болгария
Болгария

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Классическая литература Таджикистана

Классическая литература Таджикистана

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 123

В таджикской классической литературе выделяют 3 периода. Первый охватывает IX—XV века, это персоязычная литература, общая для иранцев и таджиков. Второй включает таджикскую литературу XVI—1-й половины XIX века, существовавшую в основном на территории Средней Азии. Третий период охватывает таджикскую просветительскую литературу 2-й половины XIX века и литературу начала XX века. IX—X века, когда новая персоязычная литература развивалась особенно интенсивно, по праву считаются «золотым веком» таджикской классической поэзии. В это время происходит её идейно-тематическое обогащение и становление основных жанровых и художественных форм. Центром новой культуры и литературы стала территория нынешней Средней Азии и Хорасана (Восточный Иран и часть Афганистана) с крупными городами — Самаркандом, Мервом, Балхом. Столица Саманидов Бухара притягивала лучшие литературные силы своего времени во главе с Рудаки.

Джалаледдин РумиВ поэзии, прозе и философско-дидактических произведениях были возрождены древние народные традиции и героические мотивы, образы доисламских богатырей и справедливых царей, переосмысленные в свете идеологии ислама. В творчестве Рудаки, а также Абу Шакура Балхи (р. 915—год смерти неизвестен), Абу-ль-Хасана Кисаи (953—1002), Дакики (умер около 977) проповедовались идеи гуманизма и справедливости, осуждалась тирания. В конце 10—начале 11 веков создал свою огромную эпическую поэму «Шахнаме» Абулькасим Фирдоуси (940—1020). После распада в конце 10 века государства Саманидов центр развития литературы переместился в Газни (юг современного Афганистана) — столицу газневидских правителей, которые всемерно поддерживали придворно-хвалебную тенденцию в поэзии. Наиболее крупными представителями литературы этого времени были Абу-ль-Касем Унсури (умер 1039), Фаррохи (умер 1038), Менучехри (умер 1041), Масуд Сад Сальман (умер около 1121).

В конце 10 века в Иран и Среднюю Азию проникают суфийско-мистические идеи (см. Суфизм), породившие соответствующую литературу. Наряду с суфизмом на литературу оказывали влияние и другие религиозно-философские концепции, например исмаилитские взгляды (см. Исмаилиты), получившие яркое выражение в творчестве поэта и мыслителя Насира Хосрова (1004—после 1072). Для лирической поэзии 12 века характерно развитие и художественное усовершенствование таких жанров, как касыда и газель, которые, вопреки влиянию придворной поэзии, всё глубже отражали социально-общественные запросы времени. Лирическая поэзия находила развитие и в кругах городских ремесленников. В народном жанре четверостишия (рубай) получила своё воплощение вольнодумно-философская и гедоническая лирика Омара Хайяма (около 1048—после 1122).

В начале 13 века завоевание Чингисхана нанесло тяжёлый удар развитию литературы, в первую очередь — на территории Средней Азии, подвергшейся наиболее жестокому и опустошительному набегу. Почти на 2 столетия литературная жизнь здесь замерла. Персоязычная литература продолжала развиваться в уцелевших или же мало пострадавших от нашествия областях: на севере Индии (Амир Хосров Дехлеви), на юге Ирана (Муслихаддин Саади и его современники), в Малой Азии (Джалаледдин Руми). Эта литература выполнила великую историческую миссию, сохранив и пронеся идеи гуманизма сквозь годы монгольского владычества и завоеваний Тимура. В XV веке литературная жизнь в Средней Азии постепенно восстанавливалась. Крупным центром культурной и литературной жизни становится Герат, где во время правления последних Тимуридов были сосредоточены лучшие поэты и писатели не только Средней Азии, но и других областей Ирана и Афганистана. Во главе литературного движения стояли таджикский поэт Абдуррахман Джами (1414—1492) и узбекский поэт Алишер Навои (1441—1501), которые своим творчеством не только выражали передовые идеи времени, но и способствовали взаимосвязи и взаимообогащению таджикской и узбекской литератур.

В течение XVI—XIX веков — эпоху разложения феодализма — в таджикской литературе наблюдается кризис придворной поэзии — основы персидской литературной традиции. Начинает развиваться городская литература, критикующая и высмеивающая феодальные порядки. Всё чаще встречаются в литературных произведениях элементы живого разговорного языка. Особенность этого периода — разнообразие жанров. У одного и того же поэта можно было встретить как «низкие» популярные, так и «высокие» философские и религиозные жанры.

Один из наиболее значительных поэтов XVI века, так называемого шейбанидского периода, придворный поэт Мулло Мушфики (1525—1588) жил и служил при дворах правителей Бухары и Самарканда.

 Страницы: 123

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Особенности таджикской кухни

  Городище древнего Пенджикента

  Шоппинг по-таджикски

  Музыка в горах Памира

  Худжанд

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU