Чили
Чили
Мальдивы
Мальдивы
Реюньон
Реюньон
Австралия
Австралия
Габон
Габон
Марокко
Марокко
Бельгия
Бельгия
Эквадор
Эквадор
Никарагуа
Никарагуа
Лесото
Лесото
Ангола
Ангола
Монголия
Монголия
Катар
Катар
Руанда
Руанда

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Таджикская советская литература

Таджикская советская литература

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 12

С именами поэтов Абулькасима Лахути (1887—1957) и Пайрау Сулеймани (1890—1933) связано зарождение таджикской советской поэзии, преодолевшей влияние националистических идей джадидизма. Революционная лирика участника революции 1905 в Иране Лахути, как и сборники стихов и поэма «Кровавый трон» Сулеймани пронизаны идеями освобождения от векового угнетения, надеждой на новую жизнь. Традиции восточного стиха сочетались у них с поэтикой, воспринятой из русской революционной поэзии.

Мирсаида МиршакараЗначительное влияние на развитие таджикской литературы в начале XX века оказывало буржуазно-либеральное националистическое движение джадидов (от арабск. усул-и-джадид — новый метод), распространившееся в Средней Азии в 1900-х. На начальном этапе джадиды выступали за реформу старой системы мусульманского образования, построенной на зазубривании сутр из Корана. Позже в период революции 1905—1907 джадидизм стал идеологическим буржуазно-либеральным течением, его поддерживали буржуазия и часть национальной интеллигенции Средней Азии. Джадиды выступали за приспособление ислама к потребностям национальной буржуазии. Они группировались вокруг издательств, газет и журналов, издававшихся в Туркестане и Бухаре, вокруг благотворительных обществ, мусульманских школ нового типа и т.п. После февральской революции джадиды создали националистические партии, некоторые из которых сотрудничали с большевиками. Поскольку Октябрьской революции 1917 джадиды стали вдохновителями Кокандской автономии, вступившей в соглашение с белогвардейцами и участвовавшей в басмаческом движении. После окончательной победы советской власти в Средней Азии джадидизм был ликвидирован как враждебное идеологическое течение.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в многовековой истории таджикской литературы. С первых дней революции она стала на путь служения делу освобождения угнетённого народа от эксплуатации, делу установления Советской власти в Таджикистане. История этой литературы открывается «Маршем свободы» (1918), написанным Айни — основоположником таджикской советской литературы. В первые послереволюционные годы в литературу вошло поколение писателей, творчество которых было связано с социальными преобразованиями, осуществленными в конце 1920-х гг: Пайрав Сулаймони (1899—1933), Мухамеджан Рахими (1901—1968), Джалол Икрами (р. 1909), Сухайли Джавхари-заде (1900—1964), Мухиддин Амин-заде (1904—1966). Заметное место занимает в поэзии 1920-х гг. революционный поэт Ирана Абулькасим Лахути (1887—1957), иммигрировавший в 1922 в СССР и ставший одним из зачинателей таджикской советской поэзии. Основная тематика литературы этих лет в поэзии связана с воспеванием революционного духа народа, призывами к борьбе со старым миром, с врагами Советской власти, пропагандой культурной революции, борьбой за освобождение женщин. В это же время появились первые крупные прозаические произведения.

До середины 1930-х в таджикской литературе шла борьба идейного влияния джадидизма и нарождающегося соцреалистического советского направления. Интересно отметить, что некоторые основоположники советской таджикской литературы, например, писатель Садритдин Айни, будучи выходцем из старой интеллигенции, в начале своей литературной карьеры находился под влиянием националистических джадидских идей, но позже их пересмотрел. Он одним из первых принял революцию, положив начало реалистической советской прозе на таджикском языке. Его перу принадлежат повести «Одина» (на рус. 1930) — о беспросветной жизни бедняков и батраков Таджикистана, «Смерть ростовщика», в центре которой — образ капиталиста из предреволюционной Бухары, романы «Дохунда» (1933), «Рабы» (1935), рисующие путь таджиков через революцию к новой жизни, «Ятим» («Сирота») — о жизни советской молодёжи, поэма «Война человека с водой», сборник стихов «Йодгори» (1935).

1930-е гг. стали годами переустройства всей жизни республики. В начале 1930-х гг. таджикская литература пополнилась именами Мирзо Турсун-заде (р. 1911), Абдусалома Дехоти (1911—1962), Рахима Джалила (р. 1909), Хакима Карима (1905—1942), Мирсаида Миршакара (р. 1912), Сатыма Улугзода (р. 1911) и др. Таджикские писатели создавали образы новых людей — строителей социалистического общества. В литературе утвердился метод социалистического реализма.

За годы советской власти в таджикской литературе появился ряд новых имен — поэты Абдусалом Дехоти, Мирзо Турсун-заде, Мухамеджан Рахими, Мухетдин Амин-заде, Джавхари-заде Сухайли, Юсуфи, Миршакар, Лютфи, Шамбе-заде, Тиллобек Пулади, М.

 Страницы: 12

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Хорог

  Акил Гайбуллаевич Акилов

  Махмуд Худойбердыев

  Городище древнего Пенджикента

  "Таджикские Помпеи"

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU