|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Швейцария: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Архитектура Швейцарии Замки Швейцарии Культурное наследии Собор Нотр-Дам в Лозанне Галереи в Швейцарии Музеи Швейцарии Рейнский водопад Гроссмюнстер и не только Гласье экспресс Библиотека аббатства Санкт-Галлена Cтолица кантона Цюрих Город, построенный на трех холмах Окруженная французской территорией Место Всемирного Наследия Место где встречаются французская, германская и швейцарская границы |
Первые же бумажки на перроне и обшарпанные стены вокзального тоннеля внушали оптимистические надежды - в правильной Швейцарии такого не бывает. Взглянув на часы и обнаружив, что поезд прибыл с пятиминутным опозданием, я окончательно успокоилась - мы достигли Монтре. Жизнерадостный курортный городок, столица многих фестивалей, место, так любимое художниками, музыкантами, писателями. Байроновский Шильонский замок на Женевском озере. Grand rue, 100, Отель Montreux-Palace, классическое здание, украшенное праздничными желтыми "маркизами" - последнее прибежище Владимира Владимировича Набокова. Соседнее местечко Веве, расположенное вплотную к Монтре, где жил Чаплин, и маршрут Веве - Монтре, во всех подробностях описанный Хемингуэем. Достоевский, посетивший берега lac LОman в 1868-м. Курзал Казино, где в 18-м дирижировал Игорь Федорович Стравинский, а в 71-м выступал Френк Заппа. А еще Гюстав Курбе, Жан-Жак Руссо, Гюго, Генри Джеймс... Итак, Женевское озеро, горы, праздничная набережная, пальмы, отели, гольф-клубы, праздношатающаяся публика всех цветов и возрастов. И обязательно музыка: в концертных залах, многочисленных джазовых кафе и барах, на открытых эстрадах, просто на улице, на теплоходах, в воздухе... Джазовый фестиваль в Монтре, тот самый, знаменитый, обрывки которого долетали до меня в детстве в виде привезенных кем-то случайно роликов или кассет. Дюк Эллингтон, Майлз Девис... И я действительно была в Монтре, в числе нескольких московских журналистов, приехавших сюда по приглашению Switzerland Tourism. И это мне предстояло смотреть, слушать и наслаждаться. Было чем: фестиваль оказался юбилейный, тридцатый и потому блистал набором знаменитостей, и не только джазовых. Маэстро Квинси Джонс с Филом Коллинзом; звездное гитарное трио - блистательный исполнитель фламенко Пако де Лусия, ставший уже классиком джаз-рока английский гитарист Джон Мак-Лафлин и великий американец Эл Ди Меола, уже выпустившие пятнадцать лет назад отличный диск и собравшиеся вновь - публику порадовать и друг с другом пообщаться; квартет Херби Хенкока, пожаловавший сюда непосредственно с Ньюпортского фестиваля; ни на кого не похожий французский пианист Мишель Петруччиани с квартетом Чарльза Ллойда; живая легенда джаза Оскар Питерсон. И, пожалуй, единственные во всей программе абсолютно белые, чисто хард-роковые музыканты, прибывшие сюда прямо из Москвы, - Deep Purple. К джазу они действительно отношения не имеют, зато к Монтре - прямое. Концерт, на котором в 71-м выступал Заппа, окончился страшным пожаром, уничтожившим роскошный старинный зал Казино. Фестивали и концерты переместились в современный Конгресс-центр. А в память о трагедии был написан "Smoke on the water", давший название альбому, чей 25-летний юбилей отмечался в этом году. По престижности и именитости исполнителей с фестивалем в Монтре в состоянии соперничать только Ньюпортский - в Нью-Йорке, но тот, второй - чисто джазовый, не допускающий ни малейшего отклонения от выбранного раз и навсегда жанра. И потому в программе его непременно много авангарда, что не всегда интересно даже горячим поклонникам джаза. В Монтре же найти можно что угодно - джаз и джаз-рок, фолк, ритм-энд-блюз, соул, латиноамериканскую музыку. Главный критерий - высочайший уровень музыкантов и отличный вкус директора фестиваля - Клода Нобса, седоватого симпатичного человека в очках, неизменно выходящего на сцену со своей не слишком юной собакой, вдохновителя и автора всего этого праздника. Мне повезло, и в числе нескольких журналистов из Москвы я попала на прием для прессы, который устраивал Нобс в своем шале, в горах, рядом с городом, в деревушке со славным названием Ко. В скромном с виду доме - коллекция инструментов, старинных, экзотических и чисто джазовых, на стенах - замечательные несерьезные картинки и выставка крохотных стареньких паровозиков, полумрак, африканские светильники и многочисленные портреты Майлза Девиса, героя многих фестивалей в Монтре... А на лужайке перед входом - розовый слон с саксом, символ фестиваля, журналисты со всего мира, и тут же - музыканты, играющие в свое удовольствие, именитые и совсем молоденькие, вроде студентов Гаванской консерватории, игравших в тот день на Terrasse Stravinsky и любезно согласившихся подвезти нас обратно в город. Похоже, мы были единственными гостями из России, и господин Нобс рассказал нам историю о никому не известном молодом пианисте, добравшемся год назад из Москвы до Монтре автостопом и получившем возможность выступить на фестивале. Жаль, что он не вспомнил его имени.
| |||||||||
|