Сеул, вообще говоря, является одним из самых безопасных городов мира. Уличной преступности в корейской столице почти нет, санитарное состояние и уровень медицинского обслуживания тоже, в общем-то, вполне приемлемы.
Однако полностью расслабляться в Сеуле я бы не советовал, так как здесь существует одна вполне реальная опасность – корейские водители. Действительно, количество дорожно-транспортных происшествий в Корее весьма высоко. Ситуация, правда, улучшается, но достаточно медленно.
Первое дорожное происшествие в корейской истории произошло 26 мая 1899 г., когда мальчик, который играл на улице Чонно в самом центре города, попал под трамвай.
Трамваи тогда только что появились в Сеуле, водителями работали японцы, от которых корейцы не ожидали ничего хорошего, так что толпа поначалу принимала происшествие за преднамеренное убийство. Водитель и кондуктор сумели спастись бегством, но возмущённая толпа сожгла трамвайный вагон. В результате инцидента трамвайное движение в Сеуле прекратилось на несколько месяцев.
В течение последующих десятилетий именно трамваи оставались главными виновниками большинства сеульских ДТП. Трудно, конечно, сейчас представить, какие проблемы мог создать медлительный трамвай, ведь в начале 1900-х годов максимальная скорость сеульского трамвая не превышала 7-8 км/ч (поначалу у трамвая даже не было фиксированных остановок, так что пассажиры садились в вагон и покидали его на ходу). Однако факт остаётся фактом: в одном только 1922 г. в Сеуле 301 человек пострадал в результате несчастных случаев, связанных с трамваем. К счастью, только три человека погибли, а остальные отделались травмами.
Пожалуй, самое памятное ДТП колониальной эпохи произошло в апреле 1929 г., когда опрокинулся трамвай, специально арендованный для экскурсии женской средней школой. При этом погибли 4 и были ранены 84 старшеклассницы. В те времена в среднюю школу обычно ходили только девочки из богатых и известных семей, так что трагедия затронула семьи тогдашней верхушки. Это обстоятельство означало, что трагическое происшествие привлекло особое внимание прессы и запомнилось надолго.
Однако, вероятность попасть под машину (или, скорее, под трамвай) в Сеуле колониальных времён была невелика. Ситуация стала меняться в середине шестидесятых, когда Корея ощутила первые результаты "экономического чуда". В 1965 г. во всём Сеуле имелось только 16 тысяч автомобилей. Это было не так уж много для города с населением в три миллиона человек, но всё же достаточно для того, чтобы сделать сеульские улицы опасными. В 1965 г. 308 сеульчан погибли в результате дорожно-транспортных происшествий, и ещё 2.400 человек были ранены.
Примерно с этого времени ситуация стала быстро ухудшаться. Автомобильный век добрался и до Кореи. К 1980 г. в Сеуле имелось 207.000 машин, а за последующие пять лет, к 1985 г., их количество удвоилось и достигло 445.000. С 1986 по1990 годы это число удвоилось ещё раз, составив 1,1 миллионов. Такой стремительный рост неизбежно привёл к столь же стремительному увеличению и количества ДТП, а также числа их жертв.
Самым худшим для корейских водителей и пешеходов оказался 1989 год, когда 1.371 сеульчанин погиб в ДТП. Это означает, что на каждых 100.000 человек населения столицы приходилось 13 жертв, что почти в два раза превышало уровень 1965 г. Кроме того, в течение того же 1989 г. ещё 79.041 житель корейской столицы был ранен в дорожных происшествиях. Это означало, что из каждых 100.000 жителей города в ДТП пострадали примерно 747 человек.
Нетрудно понять, почему именно 1989 г. оказался таким неудачным для сеульских водителей и пешеходов. Массовый автомобильный бум начался в середине восьмидесятых, и большинство корейских водителей были все ещё очень неопытными, ведь к тому времени они водили машину всего лишь несколько лет.
Кроме того, местные власти и полиция тоже не совсем понимали, как следует обращаться с резко возросшим автомобильным потоком.
Однако после 1989 г. наметилось постепенное улучшение абсолютных и относительных показателей безопасности движения. Не надо строить иллюзий: Сеул остаётся в этом отношении опасным городом, однако шансы погибнуть под колесами уменьшаются.
В 1997 г.