|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Россия: О стране Гостиницы и отели Все статьи Зимний отдых в Карелии Путешествие к Байкалу Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович) Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц Вера Холодная. Прекрасный призрак Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы Галина Уланова. Неприступная королева танца Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны Муслим Магомаев. Всенародный маэстро Игорь Крутой. "Звездный" композитор Алла Пугачева. Мои года - моё богатство... Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора |
Официальные похороны XIX века состоялись в августе 1914 года. Первая мировая война резко разделила два мира: уходящий мир девятнадцатого столетия, в котором царили заветы романтизма и социальный пафос реалистов, и наступающий мир нашего века глобальных катастроф, революций, тоталитарных режимов и футуристических проектов. В области искусства это был переход от модерна, последнего великого стиля, к модернизму неоднородному и пестрому конгломерату множества направлений. Модерн и модернизм порой путают или отождествляют, чего делать не стоит. Конечно, второй многим обязан первому. но столь же многое их и различает. Если модерн (вместе с символизмом) есть проявление неоромантизма в искусстве, то модернизм прежде всего ориентируется на формализм, решительно отходя от всякого реализма и становясь в некоторых своих течениях декларативно антиреалистическим и антиромантическим. Стиль модерн всегда опирался на определенные традиции, а модернизм, в наиболее последовательных проявлениях, претендует на абсолютную новизну, антитрадиционализм и индивидуализм. Другая весьма характерная черта модернизма его теоретичность: почти каждый знаменитый художник-модернист многословно объяснял в статьях, манифестах или даже книгах принципы своего творчества. Абсолютная новизна требует оправдания и разъяснения. Путаница в терминах связана еще и с тем, что в последнее время у нас слова постмодернизм и постмодерн в многочисленных дискуссиях о судьбах современного искусства употребляются как синонимы. Это усиливает ощущение сходства между модерном и модернизмом, что печально, так как модерн является стилем, а модернизм - нет... Россия в период перехода от модерна к модернизму сыграла весьма заметную роль в развитии искусства. Некоторые исследователи не без оснований утверждают, что именно в это время Россия внесла наиболее весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Действительно, достижения в области философии, художественной литературы и искусства были потрясающими. В начале XX века в отечественной культуре произошел мощный всплеск творческой активности; русские не только напугали мир социальными революциями, но и поразили его достижениями в области духа. Имена Василия Кандинского, Казимира Малевича, Игоря Стравинского, Всеволода Мейерхольда, Николая Бердяева и многих других наших соотечественников навечно вписаны в историю мировой культуры. Здесь мы будем рассматривать их как творцов, осуществивших переход от стиля модерн и всей духовной культуры XIX века через авангард к модернизму двадцатого столетия. Из модерна и символизма непосредственно вырастают такие направления модернизма, как экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и отчасти футуризм и конструктивизм. В отечественной художественной культуре того периода наиболее сильными тенденциями оказались абстракционистская и футуристическая. В Европе стиль модерн чаще всего модифицировался в экспрессионизм, что прекрасно видно на картинах позднего Густава Климта, Эгона Шиле, Эдварда Мунка и других. Экспрессионизм оставил в прошлом внешнюю декоративность модеррна, усилив до предела его эмоциональность. Первое объединение художников-экспрессионистов "Мост" было организовано в Дрездене в 1905 году.Сюрреализм, бесспорно, оказался во многом наследником символизма рубежа веков, и эта наследственность прекрасно прослеживается во многих произведениях Макса Эрнста и Сальвадора Дали. Таинственность и многозначность символизма были дополнены в сюрреализме образами бессознательного. часто имеющими пессимистический и антигуманный характер. Вообще, по мнению испанского философа Хосе ОртегииГассета, в модернизме происходит дегуманизация (обесчеловечивание) искусства. Того же мнения придерживался и Николай Бердяев. Футуризм настойчиво противопоставлял себя всем прошлым стилям и традициям; однако и он многое заимствовал у модерна и символизма (в 1912 году русские футуристы Издали сборник своих опусов под названием "Пощечина общественному вкусу"). Наш эгофутурист Игорь Северянин удачно продемонстрировал преемственность: его футуристическая терминология прекрасно сочеталась с неоромантической эстетикой символизма и модерна. придавая ей весьма шокирующий по тем временам вид. Удивительный пример перерастания модерна в экспрессионизм, а затем в абстракционизм дает творчество В. Кандинского: все три стадий четко просматриваются в его работах разных лет.
Как Борис Андреевич Бабочкин "подкузьмил" Василию Ивановичу Чапаеву | |||||||||
|