Турция
Турция
Литва
Литва
Камерун
Камерун
Реюньон
Реюньон
Филиппины
Филиппины
Гвинея
Гвинея
ОАЭ
ОАЭ
Грузия
Грузия
Суринам
Суринам
Хорватия
Хорватия
Македония
Македония
Германия
Германия
Ангилья
Ангилья
Гваделупа
Гваделупа

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Культура России. Музыка. Период: X-XX века

Культура России. Музыка. Период: X-XX века

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 123

"Гусляры"На территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами ударов друг о друга – это был "оркестр ударных инструментов". Наскальные рисунки, "петроглифы", вероятно, служили для рассказа, пения эпических поэм. В Карелии в 19 веке был записан эпос "Калевала", где герой Вяйнемяйен поет и играет на струнном инструменте – "кантеле". Эти инструменты (по-эстонски "гандель") сохранились, на них можно играть и сейчас.

Очень древнее происхождение имеют горловое пение народов Сибири и Дальнего Востока, пляски народов Кавказа. В середине 1 тысячелетия нашей эры в европейской части России расселились славянские племена, прославившие себя как музыканты, певцы и танцоры. Об этом сообщают византийские и германские источники. Известно, что в 591 году аварский хан послал к византийскому императору послами славянских певцов с гуслями. Русские народные песни и пляски формируются в два цикла: один – это песни и пляски, связанные с календарными обрядами (севом, жатвой и др.), другой – с семейными обрядами (свадьбы, похороны). Более индивидуализированы, распевны лирические песни. К эпохе Древней Руси относятся героические былины, "славы", певшиеся князьям, инструментальная музыка (дудки, рога, свирели, бубны, литавры).

С принятием христианства, из Византии было заимствовано церковное пение вместе со способом его записи – "знаменным" ("крюковым"). Знаки указывали движение мелодии, ритм и длительность звучания; высота звука стала обозначаться только с середины 17 столетия. Эволюция церковного пения шла от речитатива к широкому, длительному распеву. В конце 17 века в Россию из Польши и Украины пришло "партесное пение" (многоголосие, обычно от 3 до 12 голосов) с одновременным и разновременным произнесением текста разными голосами. Крупным мастером-композитором этого типа был москвич "государев дьяк" Василий Титов, автор знаменитого "Многолетия". Со второй половины века сочинялись многолосные песни – "канты" как религиозного, так и светского содержания (в том числе любовные и шуточные). При Петре I особенно популярны были канты-панегирики, воспевавшие успехи государства, армии и флота.

Дмитрий Бортнянский

С 18 века в России успешно утверждалась музыка европейского типа с нотной записью. Создавались домашние оркестры и театры. Были особенно знамениты крепостные театры Шереметевых и Воронцовых. С 1730-х годов в Петербурге существовал придворный итальянский театр, для которого работали такие композиторы, как Бальтассаре Галуппи и Доменико Чимароза. В 1780 в Москве был основан первый в России музыкальный Петровский театр. С 1783 года музыкальные спектакли ставились в Петербурге в Каменном театре.

Этому примеру последовали провинциальные города. В 18 веке сложилась и русская композиторская школа, впитавшая вольнолюбивые просветительские идеи, интерес к народной песне. Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский были блестящими оперными, инструментальными композиторами.

Евстигней Фомин прославился в жанре "песенной" оперы на русские мотивы ("Ямщики на подставе" на текст Н.А. Львова) и в жанре оперы-трагедии ("Орфей" на текст Я.Б. Княжнина). Скрипиач-виртуоз Иван Хандошкин – автор очаровательно мелодичных сонат и вариаций на русские народные темы. Осип Козловский завоевал популярность патриотическими полонезами ("Гром победы, раздавайся!") и "российскими песнями".

Открытие русской музыки 18 века стало событием недавних лет. Музыка 19 столетия известна гораздо больше. Она открывается романтическими и патриотическими сочинениями Алексея Верстовского (особенно популярна была опера "Аскольдова могила" с ее мрачным таинственным образом Древней Руси), проникновенными бытовыми романсами Алябьева, Варламова и Гурилева. А.Алябьев , М. Глинка и А. Даргомыжский стали основоположниками русской музыкальной классики. Сосланный в Сибирь А. Алябьев лишь недавно стал открыт для публики (знамениты его романсы "Соловей" на слова А.А. Дельвига, "Нищая" на слова П.-Ж. Беранже).

 Страницы: 123

С этой статьей о России также читали:

  Свет и тени жизни и смерти Юрия Богатырева

  Сестра моя Югра!

  Модест Петрович Мусоргский

  Легендарная "тридцатка"

  Алмазный фонд

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU