|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Россия: О стране Гостиницы и отели Все статьи Зимний отдых в Карелии Путешествие к Байкалу Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович) Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц Вера Холодная. Прекрасный призрак Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы Галина Уланова. Неприступная королева танца Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны Муслим Магомаев. Всенародный маэстро Игорь Крутой. "Звездный" композитор Алла Пугачева. Мои года - моё богатство... Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора |
Современное представление о театре родилось сравнительно недавно – примерно триста лет назад. Раньше не строились театральные здания, не было постоянных трупп и репертуара. Но это не значит, что театра не было. Древнейшими театральными представлениями на Руси можно считать полуязыческие представления скоморохов, сопровождаемые песнями и плясками. Церковь и княжеская власть жестоко преследовали скоморохов, однако эта народная традиция была очень устойчивой – она просуществовала до XVII века. В XVI веке сложился церковный театр, показывавший события Ветхого и Нового Заветов – Пещное действо, Хождение на осляти, Омовение ног. В 1672 году при дворе Алексея Михайловича открылся первый в России театр, ставивший пьесы на библейские темы. Ему покровительствовала сестра Петра I Наталья Алексеевна, но после смерти царя театр закрылся, но в Коломенском построили "комедийную хоромину" (где играла труппа пастора Грегори). В 1702 году по приказу Петра I на Красной площади построили публичный театр на несколько сот зрителей, где играла немецкая труппа Иоганна Кунста. В 1757 году возник университетский театр, но еще в XVII веке поэт драматург Симеон Полоцкий ("О блудном сыне", "О Навуходоносоре" в "школьном театре" при Славяно-Греко-Латинской академии, а Феофан Прокопович в 1705 году поставил свою трагикомедию "Владимир". Наконец, в 1720 году англичанин Медокс поставил на углу Петровки и Петровской (ныне Театральной) площади Петровский театр, где ставились оперы и драмы. В Петербурге театральная жизнь началась с приглашения в 1752 году любительской труппы Федора Волкова из Ярославля (основана в 1750). В труппе были первые знаменитости русской сцены – Иван Дмитревский и Яков Шумский, а репертуар включал трагедии А.П. Сумарокова (он был в 1756 – 1757 гг. директором театра), сатирические комедии Фонвизина и Капниста. В конце XVIII – начале XIX веков в усадьбах возникали крепостные театры (Шереметевых, Юсуповых, Воронцовых) и в них были свои "звезды" – Прасковья Ковалева-Жемчугова, Татьяна Шлыкова-Гранатова. В XIX веке Российская театральная жизнь резко меняется. В 1806 году учреждаются императорские (казенные) театры. В 1824 основан Малый театр, а в 1825 на месте сгоревшего Петровского театра был построен Большой театр для постановки опер и балетов. В 1832 году в Петербурге был построен Александринский драматический театр. В театрах ставились пьесы Шекспира, Шиллера, трагедии Озерова. В них блистали Алексей Яковлев и Екатерина Семенова. Дирекция императорских театров придерживалась классицистического направления, лидером которого был Петр Каратыгин, противившийся романтическому и реалистическому обновлению театра. Эти последние направления в Малом театре представили Михаил Щепкин (корифей русского сценического реализма) и пламенный романтик Павел Мочалов, а в Александринском театре – Александр Мартынов и Варвара Асенкова. В середине века к первым шедеврам русской драматургии – пьесам Грибоедова и Гоголя – стали добавляться пьесы А.Н. Островского. Они помогли сформироваться новому поколению артистов, таких, как Ольга и Пров Садовские, великая трагическая актриса Мария Ермолова и Гликерия Федотова в Малом театре, Мария Савина и Полина Стрепетова в Александринском театре. В первые ряды стали выдвигаться некоторые актеры провинциальных театров – Василий Андреев-Бурлак, Николай Рыбаков и Мамонт Дальский. В XIX веке благодаря произведениям Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова изменилось русское оперное искусство. Выдвинулись исполнители главных партий в этих операх – певцы Осип Петров, Анна Воробьева. Успехи русского балета связаны с деятельсностью балетмейстеров Шарля Дидло и Мариуса Петипа, блестящих танцовщиц классического стиля Авдотьи Истоминой, Екатерины Телешовой и Елизаветы Андреяновой. Конец XIX – начала XX века отмечено яркой вспышкой творческой активности русских театров, ее приобщением к новым стилевым исканиям. Как ни удивительно, консервативный балет пережил обновление сравнительно рано. Причиной были волшебные балеты Чайковского и работы смелых реформаторов хореографии Льва Иванова и Александра Горского. Но полностью развернулись возможности нового русского балета в "русских сезонах" Дягилева, проходивших в Париже с 1907 года. Мировую славу приобрели Михаил Фокин, Касьян Галейзовский, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Вацлав Нежинский, художники А.
| |||||||||
|