|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Россия: О стране Гостиницы и отели Все статьи Зимний отдых в Карелии Путешествие к Байкалу Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович) Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц Вера Холодная. Прекрасный призрак Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы Галина Уланова. Неприступная королева танца Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны Муслим Магомаев. Всенародный маэстро Игорь Крутой. "Звездный" композитор Алла Пугачева. Мои года - моё богатство... Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора |
А. С. Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в Туьской губернии. Фамилия Даргомыжских происходила из старинного дворянского рода. Мать композитора, урожденная княжна Козловская, была женщиной одаренной, любила искусство и сама писала стихи. Когда Саше исполнилось 5 лет, семья переехала в Петербург. Заметив необычные творческие способности сына, родители очень заботливо отнеслись к его музыкальному образованию. Вот какие воспоминания сохранились о маленьком Саше: ”семи лет от роду ему дали фортепианного учителя, с которым он вечно спорил, потому что больше занимался сочинением маленьких сонат и рондо, чем изучением механизма фортепианной игры ”. Учитель относился не одобрительно к сочинительству мальчика, и просто уничтожал эти композиции. Однажды Саша услышал игру известного в то время пианиста - виртуоза Шоберлехнера. Его игра поразила юношу. Вскоре Даргомыжский стал брать уроки у Шоберлехнера и со временем стал отличным пианистом. К 17 годам Александр был уже известен в петербургских кругах как прекрасный исполнитель и композитор ряда романсов, произведений для скрипки и фортепиано. Его образование считалось законченным. Но встреча с композитором Глинкой показала Даргомыжскому, как мало он образован музыкально, что бы расчитывать на серьезный успех. Интересно, как сам Глинка описывает эту встречу: “Приятель мой…,любитель музыки… привел мне однажды маленького человека в голубом сюртуке и красном жилете, который говорил пискливым сопрано. Когда он сел за фортепиано, то оказалось, что этот маленький человек был очень бойкий фортепианист, а впоследствии весьма таллантливый композитор, Александр Сергеевич Даргомыжский”. Глинка передал Александру тетради с записями лекций своего учителя Э. Дена, и юный композитор с рвением принялся изучать теорию музыки. Обычай 19 века требовал, что бы каждый дворянин служил и имел чин. В 18 лет Даргомыжский поступил на службу в Министерство двора, по контрольной части. Но это было всего лишь формальностью в жизни композитора. Получив чин титулярного советника, он поспешил выйти в отставку. Это и понятно, ведь с детства Александр мечтал посвятить себя исключительно музыке. Овладев теорией, Даргомыжский почувствовал естественное желание испытать себя в серьезном сочинении. Благодаря влиянию Глинки этим сочинением конечно же стала опера. В 1839 году композитор написал оперу “Эсмеральда” на сюжет романа Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”. Сочинение было представленно в дирекцию театров и молодой композитор с нетерпением ждал приговора своему творческому детищу. Это ожидание затянулось на восемь лет. Опера лежала не принятой и не отвергнутой. Трудно представить, что пережил композитор за эти мучительные годы ожидания. Столкнувшись с такой неудачей своего первого крупного произведения, Даргомыжский продолжает сочинять в основном романсы. Надо отметить, что как раз его романсы имели огромную популярность. Сам композитор говорил: “Здесь, в Петербурге, романсы мои до такой степени поются, что и мне надоели”. Но не смотря на это признание композитора, он так и не нашел творческих сил написать другую оперу. В конце концов, совершенно измученный, он принимает решение ехать за границу. Путешествие оправдало надежды Александра Сергеевича. Он познакомился со многими известными людьми из артистической среды, которые признали в музыке Даргомыжского несомненный таллант. Но самое главное то, что за границей он почувствовал свои русские патриотические корни. “…нет в мире народа лучше русского и… ежели существуют в Европе элементы поэзии, то это в России”- писал композитор другу. Александр Сергеевич вернулся на Родину бодрым, восстановшим свои нравственные силы, способный к новым творческим подвигам, чему в немалой степени способствовал сердечный прием в музыкальных кругах за границей. В России композитора ждало приятное известие. Оперу “Эсмеральда ” приняли к постановке. К утешению композитора, она имела большой успех у публики, но долго не задержалась на театральных подмостках. Свою творческую энергию Даргомыжский обращает в педагогическую деятельность. Написав множество вокальных призведений, он изучил все тонкости и свойства человеческого голоса. Его уроки вокала были очень популярны.
Фаина Раневская. Мудрость глупой жизни | |||||||||
|