Вануату
Вануату
Гуам
Гуам
Грузия
Грузия
Киргизия
Киргизия
Латвия
Латвия
Индонезия
Индонезия
Китай
Китай
Тувалу
Тувалу
Шри Ланка
Шри Ланка
Сомали
Сомали
Лаос
Лаос
Уганда
Уганда
Эстония
Эстония
Барбадос
Барбадос

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Польша:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Михаил Клеофас Огинский (1765- 1833 )

Водные ресурсы Польши

Гражина Бацевич

Станислав Монюшко – путь к опере

Первый космонавт Польши - Мирослав Гермашевский

Вислава Шимборска- польская поэтесса

Владислав Реймонт - польский романист

Марыля Родович- первая дама польской эстрады

Ян Вейхерт- польский миллиардер

Станислав Игнаций Виткевич

Король польский - Август III

Памятники культуры

Анна Каролина Орзельская

Польская керамика

Краковские легенды


Польша - Послевоенный погром евреев Польши

Послевоенный погром евреев Польши

  

Подраздел: Cтатьи о Польше | Польша
Страницы: 123

евреи ПольшиГде-то в конце 1950-х по улицам Лодзя, держась за руки, шли еврейские новобрачные. Как и все выжившие польские евреи их поколения, они пережили Холокост вопреки всему. Это делало радость того момента особенно острой. "Только посмотри на них, - сказал хорошо одетый прохожий, специально повысив голос, чтобы они услышали. Как будто они в Тель-Авиве". Смысл этих слов новобрачные прекрасно поняли: евреям не место в Польше, не говоря уже о том, чтобы быть там счастливыми.

Я думал об этих двоих людях, с которыми позднее подружился, когда читал новую книгу Яна Гросса "Страх: антисемитизм в Польше после Освенцима". Уроженец Польши Гросс, профессор истории в Принстонском университете, не включил в книгу рассказанную выше историю, хотя знал о ней. Ему нужно рассказать о гораздо больших унижениях. Он должен рассказать о том, как пережившие Холокост польские евреи, избежав судьбы 90% их общины трех миллионов человек возвратились на родину, где их продолжали поносить, запугивать и убивать (было совершено не менее 1500 убийств) порой так же зверски, как нацисты.

Казалось бы, если что-то могло вылечить Польшу от антисемитизма, так это Вторая мировая война. Польские евреи и христиане оказались связанными, как никогда ранее, невообразимыми страданиями, чинимыми общим врагом. Казалось бы, должна была появиться жалость к евреям, большинство из которых потеряли все, что у них было дома, молодость, надежду, всех родных. Кроме того, их осталось совсем немного, чтобы их ненавидеть всего 200 тысяч из 20 миллионов.

Однако, возвращающиеся польские евреи столкнулись с антисемитизмом, ужасным в своей ярости и жестокости. Так что не вызывает удивления то, что как только многие из них оказывались на польской земле, сразу же снова бежали оттуда. Многие отправились на Запад, в место, которое странным образом стало оазисом спокойствия и безопасности в сравнении с Польшей: в Германию. Те поляки, которые укрывали евреев во время войны, не стали национальными героями, а, напротив, молили евреев о молчании, чтобы соседи не прозвали их юдофилами, не побили их и не ворвались в их дома в поисках денег, которые евреи, несомненно, там оставили, или вообще не убили их.

Отношение поляков к немцам остается по понятным причинам ожесточенным. Во время своего визита в Польшу в мае папа-немец Бенедикт XVI посетил Освенцим и предусмотрительно говорил, преимущественно, по-итальянски. Однако, как напоминает нам Гросс, по крайней мере, в одном многие поляки аплодировали Гитлеру: когда он предложил окончательное решение еврейской проблемы в Германии, он позаботился и о польских евреях. Нацистская политика в отношении евреев, сообщал в 1940 году правительству в ссылке в Лондоне легендарный подпольный польский дипломат Ян Карски, сформировала "своего рода узкий мостик, где в гармонии слились немцы и большая часть польского общества".

Ян Гросс И об этом говорил не только Карски. Свидетели в Варшавском гетто видели, как поляки с одобрением наблюдали и даже помогали нацистским солдатам в расстрелах евреев. Когда горело гетто, польские девушки шутили: "Посмотри-ка, как поджариваются отбивные из евреев". Нацистские отчеты о Judenjagd, "охоте на евреев", повествуют, как поляки искали и находили евреев, которых немцы каким-то образом упустили. Шли депортации, и, не успевали поезда в Челмно, Белжец или Треблинку, как поляки собирались на окраинах, чтобы разграбить еврейскую собственность или въехать в еврейские дома. И в то время как нацисты убили миллионы евреев, поляки убили тысячи например, как рассказывает Гросс в другой своей книге "Соседи" (2001), которая спровоцировала скандал в Польше, в июле 1914 года в Едвабно были убиты 1600 евреев. Но в те времена на эти преступления почти не обращали внимания, да и сейчас в польских учебниках по истории о них почти не вспоминают.

Когда война кончилась, тысяча делегатов из Польской крестьянской партии приняли резолюцию, в которой благодарили Гитлера за уничтожение польского еврейства и призывали выслать оставшихся в живых. И действительно, скоро начались "зачистки". Возвращаясь в свои поселки и города, евреи слышали в свой адрес: "Что? Ты еще жив?" Их усилия вернуть свою собственность не приносили успеха – а иногда кончались фатально. Некоторых евреев конец настиг в поездах на этот раз не в вагонах для скота, а в пассажирских поездах, из которых их просто выбрасывали. А если поезда двигались недостаточно быстро, их забивали до смерти.

 Страницы: 123

С этой статьей о Польше также читали:

  Мазовше

  Познань. Остров Тумский

  Варшавская Александровская цитадель

  «Хорография Польши» Длугоша

  Дворец науки и культуры в Варшаве

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU