|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Перу: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Пурпурный месяц в Перу Головокружительное падение экс-президента Вспышки Перу Листья коки в Перу Хунин Мапачо-шаманский табак Звезды на снегу Солнечные врата Камни Ики Нейрохирургия, опередившая своё время в древнем Перу Амазонский щит Интимное знакомство с Амазонкой Магическое искусство художника и шамана Пабло Амаринго Алакраны и голубенькая Камышовый народ уру? |
Когда спустя четыре года после взятия Куско конкистадорами посаженный ими на трон Манко Инка неожиданно поднял восстание, он сделал Ольянтайтамбо своей штаб-квартирой. Брат Франсиско Писарро — Эрнандо возглавил поход на Ольянтайтамбо, думая повторить то, что некогда ему удалось достичь лихой кавалерийской атакой в Кахамарке, когда он взял в плен последнего инкского правителя Атауальпа. Увидев воочию стены крепости, завоеватели устрашились ее размеров и неприступности. Однако со свойственным им авантюризмом решились на внезапную ночную атаку, рассчитывая застать врасплох спящий гарнизон. Но индейские лазутчики вовремя известили о подходе врага, и испанцев яростно атаковали сразу со многих сторон. Манко Инка приготовил еще один неприятный сюрприз: вскрыв заранее насыпанные на реке Патаканча плотины, залил водой равнину у подножия крепости. Это-то и затруднило действия испанской кавалерии, на которую Писарро возлагал свои надежды. С большим трудом и потерями испанцы избежали полного уничтожения и пробились обратно к Куско. Только с прибытием армии Диего де Альмагро из Чили чаша весов вновь склонилась в пользу испанцев. Манко Инка оставил Ольянтайтамбо, уйдя в еще более недоступную Вилькабамбу, где индейцам удавалось еще немало лет отбивать атаки конкистадоров. В одной из них, в 1539 году, испанцы захватили в плен Куру Оклью — сестру и одновременно жену Манко Инки (браки среди близких родственников широко практиковались в правящей династии, сберегая «чистоту божественной крови»). Возвращаясь из похода, они встали биваком у Ольянтайтамбо. Франсиско Писарро лично поспешил в Ольянтайтамбо, надеясь шантажом принудить Манко Инку к сдаче. Когда это не удалось, пленницу исполосовали бичами. Потом расстреляли из луков. Тело казненной привязали к плоту и спустили вниз по Вильканоте, чтобы люди Манко Инки могли его найти и устрашиться... Городок Ольянтайтамбо, задремавший у подножия крепости,— единственный в Перу, чья планировка выполнена по классической формуле инкского градостроительства. В плане она выглядит трапецией. Наиболее густо заселенная нижняя часть города составляет ее широкое основание, по мере все более крутого подъема вверх фланги окраин сходятся. Каждый квартал обнесен сплошной стеной, с единственным выходом на улицу. Узкие, петляющие запутанным лабиринтом улочки закованы в панцирь древних монолитных фундаментов с гладкой, тщательно обработанной поверхностью того странного цвета, который специалисты поэтически называют «цветом окаменевшей темной розы». Вдоль многих стен по желобам из гранитных плит бегут говорливые ручейки: одни рождаются под землей, другие струятся из быстрых речушек Патаканча и Каликанто. Над ними гребни горбатых каменных мостиков. Лишь редкие дома колониального стиля и более современные постройки нарушают эту гармонию инкской геометрии. Заброшенная католическая церковь в конце одной из улиц с покосившейся, чудом удерживающейся на петлях двустворчатой дверью, пропыленными и затянутыми паутиной ликами святых и вот-вот грозящими рухнуть стропилами стоит как символ проигранной Ватиканом битвы за землю Ольянты. Большинство окружающих город инкских террас заброшены, густо поросли жесткой, как щетина, кака чукчей (на кечуа — «каменные волосы») — сорной травой крепостных руин. Кое-где, однако, жители все еще обрабатывают террасы, и они благодарно вознаграждают земледельца отменной кукурузой, не хуже той, что мы встретили в Урко. Дважды в год площадь Маньяраки — центральная в городе Ольянтайтамбо — на месте которой Пачакутек некогда устроил массовую экзекуцию каменных идолов,— превращается в место паломничества обитателей Священной долины и больших толп туристов. Шестого февраля ее древние камни обагряются горячей бычьей кровью: в прямоугольнике инкских стен разворачивается праздничная феерия принесенной завоевателями корриды. А 29 июня здесь вспоминают о подвигах, величии и трагедии исконных хозяев этой красивой и щедрой земли — индейцев, создавших удивительнейшую, во многом все еще остающуюся загадочной цивилизацию. С. Свистунов
Перепубликация с www.vokrugsveta.ru/vs/article/3944
| |||||||||
|