|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Панама: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Гигантский веер равеналы В Панаме хлеб растёт на деревьях Чагрес: река времён «Панамская болезнь»: остаться в живых Алахуэла: новый дом эмбера Роммель Фернандес Гутиеррес - футболист Панамы, покоривший Европу Панамериканское шоссе и Дарьенский пробел Красная книга Панамы: Очковый медведь Панама и национальный парк Лас Крусес Обезьяны Тити Панамская бухта Красная книга Панамы: ягуар Птицы Панамы: Арама «Последний герой» в Панаме Национальный парк Эль Копе |
Сведения по мифологии панамских индейцев довольно скудны: самих индейцев осталось крайне мало, письменности у них не было, а мифология в свою очередь пресеклась в 16-ом веке – времени испанского завоевания. Некоторые сведения дошли до нас от миссионеров тех времён, изучавших мифологию как непосредственного врага, подлежавшего искоренению; часть – от современных этнографов, собирающих по крохам то, что ещё можно сохранить. В целом, стройной системы с установившимся пантеоном, сколь-либо отличным от пантеона других индейских племен Южной Америки, в Панаме нет, и мифология чибча-муисков, изученная наиболее полно, имеет ряд общих черт как с системами Южной Америки, так и архаическими представлениями народов мира в целом. Все мифы можно разделить на две группы: мифы о том, как что-либо произошло, и о том, как что-нибудь устроено. Объединяясь, эти ветви дают третью – заповедей, благодаря которым всё работает. Бог-демиург чибча по имени Чиминигагуа поначалу пребывает сам по себе в океане Ничто, заключая в себе свет. Потом он постепенно начинает этот свет излучать и творит огромных черных птиц, разносящих свет в клювах. Таким образом, Чиминигагуа в начале времен создаёт свет, подобно библейскому Яхве, но творит его не из ничего, а сам из себя, словно Брахма. Отметим и мотив птицы-демиурга, распространённый по всему миру вплоть до народов коми, с уткой, творящей землю горстью земли из клюва, и русского, где утка превращается у староверов в самого сатану. В освещённом мире Чиминигагуа создаёт растения, животных и людей; взяв самых прекрасных из них – мужчину и женщину – он превращает их в солнце и луну. Есть и другая версия: неизвестно кем сотворённые первые люди – Согамосо и его племянник Рамикири – создают прародителей человечества: мужчину из жёлтой глины (тоже знакомый мотив), женщину – из высокой полой травы (вспомним скандинавскую версию с деревьями). Согамосо посылает племянника на небо, чтобы тот освещал землю, однако, видя неполноценность Рамикири в роли солнца, сам восходит к нему и становится луной. Луну зовут Чиа, солнце – Суэ. Луна, как женщина, выступает в ипостаси эротического божества (под именем Уитака) и божества плодородия под именем Юбекайгуайя. Солнце же, подобно Зевсу, рождает вождей и героев чибча; таким образом, все вожди – прямые потомки солнца. От Суэ, в частности, рождается и культурный герой чибча – Гаранчача (культурный герой – обычная для мифологии фигура, устроитель общества, учитель письменности, навыков земледелия и прочего, сравните с Гермесом Трисмегистом и Моисеем). Появляется он из большого изумруда, который рождает на вершине холма непорочно зачавшая дева; впоследствии, обойдя ряд племен, где ему поклоняются как сыну солнца, он становится правителем и закладывает храм своему отцу, а с приходом испанцев исчезает, словно солнце на закате. Помимо солнца и луны на небе не живёт больше никто. Мир чибча, как и подавляющее большинство архаических миров, трёхчастен. Кроме неба и земли, о которой речь пойдёт ниже, существует подземный мир мёртвых. Он ничем не отличается от мира живых (именно таким его и видел Сведенборг). Переправляются туда на сплетённых из паутины лодках через бурную реку, затем – по обрывистым крутым дорогам. Мотив реки и обрыва встречается очень часто, так что примеры излишни. Наконец, срединный мир – земля. Здесь мы сталкиваемся с широко распространённым культом воды как порождающего начала: культом рек и озер. Это не удивительно: вода считалась прародительницей жизни за десятки тысяч лет до появления подобной теории в современной науке. Существует и третий вариант антропогонического мифа: богиня Бачуэ – «высокие груди» - с ярко выраженными чертами богини-матери выходит из озера, ведя за руку трехлётнего сына. Когда сын подрастает, она сочетается с ним браком – известный мотив инцеста. От них рождаются индейцы чибча; на склоне лет богиня и её сын-муж дают людям заповеди с пожеланием хранить мир (комментарии излишни), превращаются в змей и скрываются в водах озера. Связь змей с водой известна у многих народов и сама по себе заслуживает отдельного исследования; водяная змея в архаике – символ важный, и чибча отдавали ему должные почести. В частности, по более поздней версии того же мифа, в озере Гуатавита некогда утопилась женщина с маленькой дочерью. Побывавший на дне озера жрец рассказал, что они стали божествами Гуатавита, а стережёт их дракон (та же змея).
Поллера – национальный наряд в Панаме Хосе Луис Родригес Питти – всесторонне развитый панамский уникум Аисты Панамы: Американский клювач | |||||||||
|