Белиз
Белиз
Австралия
Австралия
Бруней
Бруней
Латвия
Латвия
Оман
Оман
Монако
Монако
Марокко
Марокко
Румыния
Румыния
Непал
Непал
Гватемала
Гватемала
Габон
Габон
Мартиника
Мартиника
Ливан
Ливан
Вьетнам
Вьетнам

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Марокко:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Обратите внимание в Марокко

Отдых в Марокко

Дальний Запад Марокко

Немного о Марокко

Площадь Джемаа эль-фна

Музей сиди мохаммеда бен абдаллы

Усыпальница саадидов и дворец Эль Бади

Городская тюрьма в Марокко

Ремесла Марокко

Курорты Марокко

Попрошайки и хелперы Марокко

Экономика Марокко

Автомобили в Марокко

Марокканская роскошь арабского мира

Марракеш - город с тысячелетней историей


Марокко - Мозаика для королей

Мозаика для королей

  

Подраздел: Cтатьи о Марокко | Марокко
Страницы: 1

Зеллиж - традиционная арабская мозаикаЗлиж или зеллиж — традиционная арабская мозаика для украшения зданий в странах Северной Африки. Арбиль Мкзери — главный местный мозаичный специалист и хозяин большой мастерской, которая уже шестьсот лет делает злиж для самых известных людей в Марокко. Арбиль Мкзери говорит, что можно не сомневаться, что его род имел отношение к величайшим архитектурным шедеврам Марокко, таким, как например мавзолей в городе Рисани. Это святое для марокканцев место почти целиком декорировано классическим злижем. Множество людей приходит сюда — поклониться своим выдающимся деятелям. И все они восхищаются изумительным мозаичным декором. Марокканцы полагают, что искусный злиж — это символ достатка и положения в обществе.

Вся эта красота начинается с простой глины. Когда видишь, как мастер месит эту серовато-мутную жижу, трудно даже представить, что в конце этого долгого и муторного процесса получатся удивительные творения, которые украсят прекрасные дворцы. Рабочие выкладывают глину в специальные формы прямо на землю, где она будет сохнуть, дожидаясь обжига. По эталонному образцу, созданному художником, рабочие вычерчивают на готовых плитках контуры будущих элементов, после чего специальными тяжелыми молотками типа кирки выстукивают эти детали по периметру, понемногу откалывая лишние кусочки. Главное, чтобы получились ровные края и правильная форма. Из готовых элементов, форма и размеры которых определены заранее, потом можно будет выложить любой орнамент какого угодно размера. Как уверяют авторы эскизов этого чуда — все это чистая геометрия.

Глава семьи Арбиль Мкзери убеждён, что каждый, кто работает в их мастерской: он сам, его дети и наёмные работники, — все должны владеть в совершенстве всеми тонкостями их профессии. Династия мастеров Мкзери училась трудиться по высшему разряду целых шестьсот лет и, наверное, это уже вошло в генетический код их семьи. И пока будет продолжаться их род, они смогут делать только самые лучшие мозаики. Арбиль говорит, что и сейчас он иногда в свободное время лично берет в руки молоток. Он объясняет, что керамику нужно чувствовать, ведь это — живой материал.

Сотни и тысячи элементов будущего панно злиж складываются в большие мешки, откуда попадают в руки художников, раскладывающих их поштучно цветной стороной вниз. Можно подумать, что эти люди в детстве не доиграли в пазлы, поскольку вся их теперешняя работа — сборка одного гигантского пазла. Выкладывая камушек к камушку, они проводят за этим занятием дни напролет, пока не соберут всю картину целиком. Ошибиться нельзя! Арбиль Мкзери говорит, что придумывание таких орнаментов — это целая наука, которую преподают в университетах. Чтобы изобретать такое, нужно быть не просто художником, а еще и обладать математическим складом ума.

Зеллиж - традиционная арабская мозаикаПосле того, как все части головоломки сложены, наступает самый ответственный момент — их нужно скрепить между собой. Сначала промежутки заполняют тонким слоем гипса, чтобы все элементы вчерне «схватились» между собой. Потом их заливают особым синтетическим составом. Раньше это был цемент, но конструкции получались непомерно тяжелыми. Теперь же они прочные и легкие, что позволяет без особых проблем отправлять их заказчикам в другие страны. Там рабочим остается только расположить в нужных местах готовые фрагменты-«панели».

Существует еще один вариант создания орнамента. Он ещё более прост в изготовлении, дешевле обходится заказчику, но выглядит также очень хорошо. Икран Мкзери — жена хозяина мастерской говорит, что такие мозаики пользуются немалым спросом. Госпожа Мкзери лично следит за тем, как рабочие откалывают глазурь, превращая простые плитки в рельефные. Потом из них, уже на месте «большой сборки» надо будет выложить готовое панно, ничего не перепутав. Но это, несмотря ни на что, все-таки не настоящий злиж — тот, которым веками украшали мечети и дворцы, рестораны и бани и, конечно, городские ворота.

Арбиль Мкзери говорит, что эти ворота тоже хранят память о его предках, вот только какой из его пра- пра- прадедов занимался этим, он, к сожалению, сказать не может. Слишком уж много в их семье за шестьсот лет было выдающихся мастеров!

Дмитрий Воздвиженский

 Страницы: 1

Перепубликация с www.ihnravy.ru


С этой статьей о Марокко также читали:

  Танжер нашей и до нашей эры

  Природа Марокко

  Верблюжий рынок

  Страна, которую мы не знаем

  За красными стенами Марракеша

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU