|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Монголия: О стране Гостиницы и отели Все статьи Монастырь Манзушир Гора Баянзурх и пустыня Гоби Вход в Шамбалу Культура Монголии Монгольская мода Природа Монголии Спорт в Монголии Активный отдых в Монголии Рецепты от поваров Чингисхана! Путешествие в Монголию Обычаи и традиции Монголии Экономика Монголии Безопасность в Монголии Политика Монголии Когда лучше ехать в Монголию |
Когда-то монастырь был культурным центром всей Азии. В его хранилищах находились редкие книги и старинные рукописи. Паломники шли сюда, чтобы полюбоваться на древние реликвии. Некоторые из них были недоступны для посторонних. Их везли из Индии, Китая и Тибета тайными тропами. За реликвиями охотились, ибо те приносили счастье владельцу. Наиболее ценные экспонаты открывались только высоким ламам, владеющим тайными знаниями. В праздничные дни перед собирались тысячи верующих. Всем хотелось приобщиться к мистерии цам, исполнением которой славился монастырь. Цам - это религиозный обряд, призванный усмирять демонов и злых духов. Он пришел в Монголию из Тибета 200 лет назад и впервые был поставлен именно в Каракоруме. Во время танца исполнитель сосредотачивался в медитации на определенное божество, которое входило в танцора. Сила медитации была настолько огромной, что очищала энергетику окружающего пространства, души танцоров и зрителей. Вот что сказано о цаме в трактате одного из далай-лам: "Телу необходимо придавать различные позы, руки следует трясти и делать ими другие наполненные мудростью жесты. Языком следует читать молитвы, а в мыслях твердо держать то или иное божество. Все это не должно быть превращено просто в игру. Надо быть бдительным и подбирать одежду и украшения сообразно смыслу..." Действо завершалось жертвоприношением, иногда человеческим. В былые времена живое существо назначалось ответственным за все мировое зло. Его закалывали, а союз верующих скреплялся кровью. Раньше в цаме участвовало до 100 исполнителей. Сегодня это редкое явление религиозной жизни страны. Нечто похожее на мистерию нам посчастливилось увидеть во время фольклорного фестиваля… В течение всего представления появляется Белый Старец - это хранитель того места, где происходит цам. Роль старика - одна из самых важных. Он исполняет веселые импровизации, отвлекает на себя внимание в самых опасных местах представления. Он радует глаз и сердце собравшихся, ибо зрителям трудно все время удерживать в сердце суровую атмосферу танца. Можно сказать, что монастырь в Каракоруме жил от цама до цама. Но раз в сто лет в этих местах появлялся белый всадник - владыка заповедной Шамбалы, страны великих мудрецов. Он нес весть о скором прибытии Майтрейи, Будды грядущего времени. В 30-е годы монастырь закрыли, лам уничтожили, храмы разграбили. Старинные реликвии разошлись по юртам. Монастырь, никем не охраняемый, разрушался. Весь двор был усеян осколками статуй и субурганов. Кажется, что Владыка Шамбалы навсегда забыл дорогу в Каракорум. Но затмение человеческого разума рано или поздно проходит. Люди начинают вспоминать о своей культуре и традициях. Они тоскуют о бессмысленной утрате чего-то ценного. Теперь в Эрдэни Дзу филиал исторического музея Улан-Батора. Но придет время и буддизм навсегда вернется в эти древние стены. Во всяком случае, всадника с вестью о скором пришествии нового Будды здесь уже ждут.
Перепубликация с www.worlds.ru
| |||||||||
|