|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Монако: О стране Гостиницы и отели Все статьи Монако делает ставку на неординарность Выставка яхт в Монако Жак-Ив Кусто Цирк по-королевски В Монако любят цирк и клоунов Рулетка - лучшая азартная игра Монако – страна на скале Ставки сделаны, господа! Монако – праздник жизни Казино "Монте-Карло" Монако - звездный Эдем Активная жизнь Альберта Спортивные увлечения принца Современное Монако Княжество до Второй мировой войны |
Этот человек прожил около ста лет, почти шестьдесят из них (!) он руководил театром в Монте-Карло, где осуществил около 80 мировых оперных премьер. Он "брал" Никополь во время Русско-турецкой войны, выполнял особые поручения Александра III, был другом Принца Монако Альберта I, писал оперы для Шаляпина, пел в оперетте. И это только малая толика его кипучей деятельности. Несмотря на то, что значительная часть его жизни связана с Россией и с выдающимися деятелями русской культуры, имя Гюнсбурга, практически, не упоминается в отечественной литературе по музыке и театру. Даже в написании его имени нет определенности. Он то Гюнсбург, то Гинсбург, то Гинцбург. Отдельные обрывки сведений, неуловимость и размытость образа (как и имени!) - вот и все. Попробуем же немного прояснить облик загадочного француза, а заодно и воскресить ряд ярких страниц истории искусства столетней давности. Но для начала одно свидетельство. В своих мемуарах "Сто лет воспоминаний... или почти" Гюнсбург утверждает: "Я написал практически весь второй акт ("Акт Джульетты") "Сказок Гофмана" таким, каким он представляется теперь на всех сценах; за эту работу я получил 500 франков от Поля Шудена, и, в знак уважения к этой сумме, отказался от всех прав, связанных с этой работой...". Так вот кто автор знаменитой (господствовавшей много лет) редакции "Сказок" 1904 года! Вот кем (процитируем авторитетного Мишеля Кайе) "два теперь знаменитых, но апокрифичных номера были добавлены в "Акт Джульетты"... "Scintille, diamant", основанный на музыке увертюры оффенбаховского "Путешествия на луну", и септет с хором..."! Теперь, когда я, надеюсь, заинтриговал читателя (как в свое время и сам был заинтригован), попробуем проследить судьбу этой интереснейшей личности в истории музыкального театра. Сразу оговоримся. По утверждениям тех, кто знал Гюнсбурга, он обладал большой фантазией. Во многих обстоятельствах его жизни трудно отделить правду от художественного вымысла. Тем не менее, кое-что, несомненно, достоверно и весьма интересно. Рауль Гюнсбург, второй сын французского офицера и румынской еврейки, родился в 1859 году в Бухаресте. Отец рано бросил семью. Рауля воспитывал, в основном, дед по матери, раввин. Детство мальчика проходило в бедности. С 1875 года юноша учится медицине в одном из румынских госпиталей. В 1877 начинается Русско-турецкая война, в ходе которой Румыния выступила на стороне России (именно эта война принесла стране независимость). Рауль стремится попасть в армию. Но евреям туда путь закрыт. Его друг и покровитель доктор Давила устраивает юношу санитаром в медсанчасть Российского Красного Креста. Это обстоятельство коренным образом изменило судьбу Рауля. В его жизнь надолго "вошла" Россия. Вокруг развернулся театр военных действий. Молодой санитар оказывается на передовой. Тут мы вступаем в полосу зыбких воспоминаний Гюнсбурга. Многие скептически воспринимали факт, который Рауль не уставал с гордостью повторять: "Я помог русским войскам при взятии Никополя". Предоставим слово знаменитой русской балерине Матильде Кшесинской: "Здесь в Монте-Карло, я вновь встретила своего старого друга, известного импресарио Рауля Гюнсбурга. Мы (Ксешинская имеет в виду также своего мужа Великого Князя Андрея Владимировича) его знали в Петербурге с давних пор... Он описывает в своих воспоминаниях, как поступил санитаром в Российский Красный Крест. Под Никополем, подбирая раненых, он заметил, что редут слабо охраняется противником и, не долго думая, крикнув "ура", бросился с другими санитарами вперед, увлекая за собою всю боевую линию, и Никополь был взят. Он не утверждал, что взял Никополь, а только рассказывал, что способствовал. С тех пор он стал преданным другом России". Но самое интересное Кшесинская говорит далее: "В ответ на вопрос Императора Александра III, чем он может его отблагодарить за взятие Никополя, ответил: "Ваше Величество, протяните руку Франции...". Мы не будем сейчас забегать вперед, о взаимоотношениях Гюнсбурга с царским двором речь пойдет чуть ниже, констатируем только, что Кшесинская известна своей близостью к царской фамилии и верноподданическими чувствами.
| |||||||||
|